Osvitanova.com.ua

Бороться за более высокие интеллектуальные показатели вашего ребенка никогда не поздно. Вот что говорит наука о том, как можно помочь малышам и подросткам стать еще умнее.

1. Уроки музыки

Все очень просто: научные исследования, проведенные еще в начале 2000-х , говорят о том, что в сравнении с детьми из контрольных групп, дети из групп с изучением игры на музыкальных инструментах демонстрировали более высокие показатели по всей шкале IQ. На самом деле музыкальное образование помогает всем, от мала до велика: не только ученики и студенты благодаря урокам музыки повышают свою успеваемость, но и бабушки с дедушками, участвовавшие в исследовании, демонстрируют замедление процессов старения.

2. Миф о тупых спортсменах

Тупые спортсмены, конечно, существуют. Но только потому, что проводят значительно больше времени на стадионе, чем в библиотеке. Вы же позаботитесь о том, чтобы ваш ребенок уделял одинаковое внимание спорту и учебе? Хорошая физическая форма усиливает способности к учебе. После физических упражнений люди усваивают новые слова на 20% быстрее. В 2007 году группа немецких ученых установила, что подопытные студенты усваивали новые термины на 20% быстрее после физических нагрузок, чем до них. За 3 месяца режима тренировок кровообращение в той части мозга, которая отвечает за память и обучение, усилилось на 30%.

3. Не читайте детям – читайте вместе с ними!

Ваш ребенок учится читать? Пусть он не просто глазеет на картинки, пока вы читаете: обращайте его внимание на слова. Канадские психологи выяснили, что это улучшает навыки чтения у детей: если вы читаете книгу вместе, уделяя внимание развитию навыков чтения у ребенка, то такое чтение становится инструментом для появления ранней грамотности даже у детей с трудностями развития.

4. Недостаток сна — зло!

По Бронсон и Эшли Мерримен, авторы бестселлера «Шокирующее воспитание», утверждают, что недосыпать регулярно один час для шестиклассника значит снизить свои умственные способности до уровня четвероклассника. Авторы вывели зависимость средней оценки от среднего количества времени сна. Исследование проводилось над 3000 учеников Род-Айленда. Подростки, которые в среднем имели «отлично», спали на пятнадцать минут больше, чем «хорошисты», а те, в свою очередь, спали в среднем на пятнадцать минут больше, чем «троечники» и так далее. Каждая четверть часа сна имеет огромное значение!

5. IQ значит очень мало без самодисциплины

Уровень самодисциплины с большей точностью указывает на успех в жизни, чем IQ, утверждает в своей блестящей книге «Сила привычки: что и зачем мы делаем в нашей жизни и бизнесе» Чарльз Дахигг. Десятки научных исследований установили, что сила воли – единственный определяющий фактор для успеха. Ученики с большей силой воли показывали лучшую успеваемость и могли выбирать из лучших учебных заведений для получения профессиональных знаний. Они пропускали меньше занятий, меньше смотрели телевизор и больше уделяли времени домашним заданиям. «Дисциплинированные подростки превосходят в учебе своих более импульсивных сверстников по всем предметам. Дисциплина обуславливает успех больше, чем просто высокий показатель IQ» – считают ученые. Итак, прилежание и упорство – вот от чего зависят оценки. В своем бестселлере «Как дети добиваются успеха» Пол Таф пишет о том, что прилежание – лучший индикатор успешного трудоустройства. Кроме того, как показывают его наблюдения, прилежные люди лучше учатся, совершают меньше преступлений, дольше пребывают в браке. Они и живут дольше, и не только потому что меньше курят и пьют, у них еще и меньший риск инсульта, гипертонии и развития болезни Альцгеймера. Какой ребенок чаще всего добивается успеха? Упорный ребенок. При этом исследователь определяет упорство как настойчивость и вдохновение.

6. Учеба как активный процесс

Ученые выяснили, что подавляющее большинство так называемых «развивающих» мультиков и программ не только не оказывают никакого эффекта, но в ряде случаев и вредят ребенку. Так говорит исследование, которое провел автор книги «Правила мозга» Джон Медина: за счет каждого часа, проведенного за просмотром «развивающих» мультиков дети в возрасте от 17 до 24 месяцев, отстают от «неразвитых» сверстников в понимании 6-8 слов. Настоящая учеба не может быть пассивным процессом. Кроме того, наш мозг устроен так, чтобы учиться в процессе деятельности, а не пассивного восприятия информации. Наглядность «правила двух третей»: чтобы выучить стих, лучше 30% отведенного времени читать его, а две трети – повторять, чтоб запомнить.

7. Удовольствия могут приносить пользу, если их получать в нужный момент

Конечно же, лучше было бы, если б дети всегда и везде ели только здоровую пищу. «Wall Street Journal» напечатал результаты исследования о зависимости между питанием учеников и их успеваемостью. Все знают, что в день контрольной или экзамена нужно как следует позавтракать медленно переваривающейся пищей богатой углеводами и клетчаткой, например, овсянкой. Но и то, что ребенок ест всю неделю до контрольной также имеет значение. 16 студентов колледжа приняли участие в эксперименте по измерению уровня внимания и скорости мышления. Ребята пять дней ели жирную, бедную углеводами пищу: мясо, яйца, сыры и сливки, но после такой диеты все их показатели значительно упали. В то же время, есть исключения. Дети не всегда едят только здоровую пищу, и это не так страшно как кажется, ведь сладости ускоряют мозговую деятельность. Проблема только в том, что обычно сладости едятся в неподходящий момент (игры, вечернее время перед сном), поэтому если уж вы позволяете ребенку съесть шоколадку или выпить колу, пусть это будет во время занятий, а не во время отдыха.

8. Успешные дети – это счастливые дети

Нет сомнения в том, что счастливые люди более успешны, чем несчастливые: они имеют более престижную работу, получают более высокую зарплату, чаще вступают в брак, а в браке живут долго и счастливо. Как же вырастить счастливого ребенка? Постарайтесь сначала стать счастливым родителем!

9. Дружба с хорошей компанией сверстников

Гены родителей имеют большое влияние на ребенка. А ваши методы воспитания? Намного меньше. Малколм Гладуэлл в книге «Переломный момент», говорит о том, что проводя эксперимент, он пришел к выводу: у 16-летних биологических детей с их родителями проявляется достаточное сходство в умственных способностях и наклонностях. В случае же приемных детей, результаты выглядят странно: умственные способности и наклонности у приемных детей совсем не похожи на эти черты их приемных родителей, а ведь это люди, которые их растили, кормили, читали им, одевали их, учили и любили их 16 лет подряд! Что же сильнее всего влияет на формирование поведения у детей? Их референтная гуппа сверстников. Обычно мы думаем о вреде «плохой компании», а ведь стоит задуматься о пользе «хорошей компании». Жить в хорошем районе, ходить в хорошую школу и дружить с хорошими мальчиками и девочками – вот, что может определить жизненный успех вашего ребенка.

10. Вера в ваших детей

Артур Арон, известный социальный психолог приводит такие результаты эксперимента: перед тем, как новые учителя приходили работать в определенные классы, экспериментатор сообщал им, что, например, Вася К., Света Ч. и Таня Г. – очень талантливые дети. На самом деле фамилии выбирались экспериментатором наугад. Но, странное дело: к концу года Вася К., Света Ч. и Таня Г. действительно намного улучшали свои показатели в учебе, ведь учителя относились к ним как к талантливым, многообещающим ученикам! Все дети, названные «талантливыми» в начале эксперимента в конце года повысили IQ на 10 пунктов, а треть их – на 22 пункта и больше.

В заключении хочется напомнить: интеллект – это еще не все. Без совести и сопереживания даже очень умные люди могут стать монстрами. Как говорил когда-то знаменитый сатирик Патрик О`Рурк: «Редко когда интеллигент затеет драку в баре. Зато водородные бомбы делают уж точно не тупицы».

По материалам: time.com

Поширити у соц. мережах: