Когда мы говорим об учебе, то первым делом вспоминаем дисциплину, скуку, постоянное “не балуйся” и попытки преподавателей обратить внимание на предмет. Но что если обучение работает по-другому? Что если двигаться, трогать, запоминать запахи и активничать — совсем не плохо, а как раз наоборот? Вместе с языковой школой Helen Doron English разобрались, как задействование всех органов чувств помогает в учебе. И в изучении языка — тоже!

Мы уже писали об исследовании, результаты которого показали, что дети лучше обучаются во время двигательной активности. Но одно исследование — ничто по сравнению со школьными установками, которые из поколения в поколение передают убеждение о важности “сидеть смирно и слушать учителя”. И, чтоб убедить читателей в важности правильного подхода к обучению, мы решили подойти со всех сторон, используя научный метод.

Запахи влияют на когнитивные и эмоциональные процессы даже у самых маленьких детей

Разные “страшилки” о том, что учить языки (да и не только их) с младенчества — плохо, мы уже описывали и развенчивали в этой статье. А сегодня расскажем вот что: ученые из трех ведущих американских университетов — The University of Montana, The State University of New Jersey и Robert Wood Johnson Medical School заинтересовались влиянием запахов на младенцев. Со взрослыми или детьми постарше уже все понятно, но могут ли запахи как-то менять внимание и эмоциональное состояние малышей? Оказалось, что еще как — дети, которые получали информацию, подкрепленную ароматами (в данном случае — сосны и детской присыпки) гораздо с большим интересом реагировали на видеоряд, концентрировали на нем свое внимание и вовлекались в увиденное. Более того, они еще и чаще улыбались и меньше плакали. Что это значит, спросите вы? А вот что: если во время обучения в помещении будет приятно пахнуть, то ребенок гораздо быстрее и охотнее усвоит материал.

А еще приятные запахи помогут успокоить малыша (а в долгосрочной перспективе укрепить стойкую ассоциацию между определенным запахом и чувством безопасности).

Кстати об английском: в школе Helen Doron English учатся детки от 3-х месяцев

Аудиовизуальный контент помогает двухлетним детям учить новые слова

Обучающие мультики — плохо или хорошо? А игры? А обучение через игры? Конечно, все зависит от ситуации, но кое-что можно точно утверждать: новые, пусть и сложные слова, детки учат лучше под музыку и с картинками (или видео).

Речь тут пойдет не о простом — собачка-dog-изображение  животного. Гораздо интересней оказалось то, что дети способны учить сложные слова независимо от их графической репрезентации.

То есть необязательно показывать или слушать в музыке именно то слово, которое пытаетесь запомнить (хотя это тоже отличный способ): само наличие аудиовизуального сопровождения помогает не выкинуть слово из головы при первой же возможности.

Причем в отношении простых слов — тех же собачек, рыбок, домиков — комплексное сопровождение лишь незначительно улучшает запоминание по сравнению с его частичным отсутствием. Но если говорить о сложных и новых словах, не важно, иностранных или родных, сопровождение звуком и картинками вызывает сложный ассоциативный ряд и помогает выучить новое.

И если нам вы не верите, то спросите The Journal of Experimental Child Psychology — соответствующее исследование было опубликовано именно там.

Кстати об английском: в Helen Doron English каждая программа наполнена 12 видеосюжетами и 21 песней, которая базируется на словарном запасе и темах, которіе проходят на протяжении курса.

Тактильное взаимодействие улучшает обучаемость и заинтересованность

Обоняние, зрение и слух — это не все чувства, способные повлиять на обучаемость. Родители, которые знают о плюсах сенсорных игрушек и сами в курсе, как здорово на них реагируют дети, но что скажет об этом исследовательский подход? А вот что: если ребенок трогает, нажимает, вертит или любым другим образом тактильно взаимодействует с предметом, то это повышает его концентрацию внимания и запоминание. При этом, неважно в какой форме это происходит — игры на планшете, игры в классе, игры дома. Факт остается фактом: просто наблюдать или слушать для ребенка в разы скучнее, чем взаимодействовать с объектом. Причем наиболее ярко это проявляется у детей после двух-трех лет. Видимо к этому возрасту ребенок учится формировать устойчивые связи и воспоминания.

Если что, то мы в редакции не сами это придумали — двое исследователей из University of Wisconsin–Madison серьезно озаботились вопросом и провели масштабную работу с 75-ю детьми разного возраста.

Кстати об английском: на уроках  в Helen Doron English используется множество материалов, с помощью которых ребенок познает мир и учит английский

Как это все поможет родителям?

Вы наверняка не раз слышали что-то вроде “мой ребенок — визуал” или “мой ребенок — кинестетик” — под этим родители часто подразумевают, что их дети лучше воспринимают информацию какого-то определенного типа.

Несмотря на то, что незначительные индивидуальные склонности присутствуют, такое деление весьма условно — почти как когда говорят “гуманитарий” или “технарь”. Во всех прочитанных материалах, исследованиях и выводах редакция IT-Mama не смогла найти какой-то информации, которая бы подтвердила врожденную склонность к восприятию информации. Развивая ребенка всесторонне, пробуя и комбинируя разные методики обучения, можно добиться удивительных результатов и способности легко принимать информацию — хоть в текстовом виде, хоть на слух, хоть на ощупь.

И на всякий случай: “зубрежка” не работает. Методика “сиди, учись, не отвлекайся” — тоже не работает. Попытки убить детскую любознательность и неусидчивость чаще всего приводят только к одному — нежеланию (сознательному или нет) воспринимать то, что предлагают родители, воспитатели в садике, преподаватели курсов и учителя в школе. Способность пересиливать себя и концентрироваться на монотонном обучении появится значительно позже, где-то ближе к взрослению. А пока — лучше дать ребенку трогать, слушать, щелкать, смотреть картинки и воспринимать приятные запахи. И результаты не заставят себя долго ждать.