Для начала Эндрю-Ги вспоминает о пророческой шутке из британского журнала Punch. Под заголовком «Предсказание на 1907» издание выпустило карикатуру, изображающую состоятельную пару, которая сидела в парке и пользовались подобием телеграфа. Публикация отсылала к трагическим событиям 1906 года — тогда Сан-Франциско пострадал от сильнейшего землетрясения, а сигнал SOS получил международный статус. Подпись сообщала: «Эти двое не общаются между собой. Леди получает любовное послание, а джентльмен — результаты гонок».

Автор подмечает, что столетие спустя Стив Джобс подарил миру iPhone — и теперь гротескная карикатура похожа на реальность. Смартфоны появились у двух миллиардов людей по всему миру.

И они меняют то, как мы делаем множество вещей, от съемки фото до заказа такси. Но смартфоны также изменили нас: нашу натуру на самом базовом уровне, заново сформировали наш образ мышления и взаимодействия с миром.

Журналист уверен, что несмотря на все сопутствующие удобства, пора уже признать — смартфоны также наносят вред. Это подтверждают многочисленные исследования, проведенные психиатрами, неврологами, экспертами в области здравоохранения. Они предупреждают: смартфоны по-настоящему вредят уму и телу. Мы не можем удержать внимание дольше нескольких секунд, ухудшаются когнитивные способности, смещается баланс между работой и жизнью, мы уделяем меньше времени семье.

Помимо того, что гаджеты сделали нас забывчивыми, беспокойными и заставили игнорировать близких, они еще и вызывают привыкание. Для иллюстрации Эндрю-Ги приводит результаты опроса после первых пяти лет «эры смартфонов»: 28% опрошенных говорили, что интернет уменьшает количество времени, проведенного с семьей. Изначально таких было всего 11%. Сегодня «пострадавших» оказалось бы намного больше.

При этом нигде проблему не воспринимают так серьезно, как в Калифорнии. Бывшие сотрудники Google, Apple и Facebook начали подымать тревогу.

Крис Марселлино, который помог Apple разработать пуш-уведомления, рассказал The Guardian, что по результатам скана мозговой активности использование смартфонов можно сравнить с азартными играми и употреблением наркотиков. Шон Паркер, экс-президент Facebook, недавно признался, что крупнейшая социальная сеть была разработана так, чтобы стимулировать пользователя «дофаминовыми инъекциями». Признание в ощущении собственной вины высказал и Чамат Палихапитиа, бывший старший президент по росту пользовательской базы в Facebook.

Главным глашатаем оказался бывший звездный продакт менеджер Google Тристан Харрис. Последние несколько лет он рассказывает людям о том, что они должны тратить меньше времени на технологии. Также Харрис основал неприбыльную организацию Time Well Spent. К нему прислушиваются и политики. В прошлом сентябре, на Global Progress Summit с Харрисом встретился канадский премьер-министр Джастин Трюдо. Тем временем уже этой осенью Франция планирует запретить сотовые телефоны в начальных и средних школах.

Тристан Харрис, фото: About.me

Обеспокоены и бизнесмены. В недавнем блог-посте Дэн Никсон, аналитик Банка Англии, отметил, что у сотрудников уходит 25 минут на то, чтобы вновь сфокусироваться на задаче после раздражителя вроде электронного письма.

Люди всегда были обеспокоены подъемом новых технологий. Сократ полагал, что письменность перемелет мозги юных афинян, подрывая их способность к запоминанию. Эразм проклинал «рой новых книг», захвативших Европу эпохи Гутенберга. Во времена зарождения телевидения его называли «выжженной пустошью».

Однако Харрис говорит, что в этот раз все иначе — в отличие от телевизоров или десктопных ПК, смартфоны преследуют нас повсюду. Кроме того, они знают нас и пользуются возможностями алгоритмов, чтобы подольше удерживать внимание. По мнению Эндрю-Ги, в такой нездоровой ситуации нет ничего удивительного — большинство сайтов не берут денег за доступ, поэтому в интернете все платят вниманием. Чем больше времени вы тратите на Google и Facebook, тем больше они могут заработать на рекламодателях.

Согласно некоторым оценкам, среднестатистический человек поглядывает на смартфон более 150 раз за день и вдвое больше, чем он предполагает сам. В Северной Америке средняя продолжительность использования смартфона от трех до пяти часов. По итогу всей жизни, большинство проведет около семи лет наедине с экраном.

Таких успехов технологическим компаниям удалось добиться благодаря использованию естественных человеческих слабостей. Одна из них называется «эффектом новизны» — именно благодаря ему соцмедиа так налегают на нотификации, а Facebook сменил их цвет с нейтрального синего не тревожный красный.

Создатели приложений справедливо уверены, что заинтересованность людей в уведомлениях спровоцирована неуверенностью и желанием получать позитивный фидбек. Особенно активно это эксплуатирует Instagram — разработчик Мэтт Мэйбери говорит, что все в Долине знают о манипуляциях соцсети с показом лайков.

Если Instagram решает, что вам следует больше пользоваться сервисом, то сначала покажет лишь малую долю лайков на определенной публикации, в надежде, что вы расстроитесь и вернетесь через пару минут.

Однако есть и менее очевидные уловки. Одна из них — установленный профессором Скиннером принцип «переменчивых наград». Если подопытные менее уверены в успешном получении награды после реакции на раздражитель, то будут совершать больше попыток, чем при предсказуемом раскладе. Это стоит за работой алгоритмической ленты Facebook или привычкой без конца проверять почту.

Эндрю-Ги вновь обращается к истории первого iPhone — и отмечает важность экрана в «седативном» эффекте смартфона. Стив Джобс особенно настаивал на увеличении его размера — последние изменения в конструкцию внесли за несколько недель до первой демонстрации. И теперь мы начинаем ощущать последствия такого решения. Согласно результатам исследования канадского подразделения Microsoft, средний период концентрации человеческого внимания между 2000 и 2013 годами упал с 12 до 8 секунд. Профессор Джон Райти и вовсе проводит параллели между состоянием активных пользователей смартфонов и людей, страдающих синдромом дефицита внимания — его домыслы также подтверждает исследование, проведенное в Китае при участии 7000 студентов.

Растет и количество данных вокруг. В 2007 году среднестатистический американец через телевидение, переписку и интернет поглощал столько информации, что она бы поместилась на 174 газетах — и это было впятеро больше, чем за два десятилетия до того. Сегодняшние показатели только выросли. Мозг больше не в силах различать важные и неважные сведения, из-за чего мы отвлекаемся на мелочи вроде уведомлений на экране iPhone.

Более того, даже попытки контролировать использование смартфона сказываются на мышлении. Это проверили в Техасском университете, где попросили три группы отложить смартфоны и пройти интеллектуальные тесты — чем ближе находился девайс, тем сильнее ухудшались результаты. Наконец, в числе опасных проблем Эндрю-Ги называет и чувство отчужденности — особенно между родителями и детьми. Ученые даже исследуют последствия текстинга женщин во время грудного кормления — ведь зрительный контакт матери с ребенком важен для развития младенца.

Впрочем, проблемы возникают и в более позднем возрасте: по результатам опроса Гарвардской медицинской школы, среди 1000 детей в возрасте от 4 до 18 лет, множество заявили, что не идут с порога поприветствовать родителей — взрослые слишком заняты смартфонами. У этих жалоб есть реальные последствия: с 2006 по 2011 среднее количество совместно проведенного времени в американских семьях упало на треть, с 26 до 18 часов. Возможна даже связь с детскими травмами: их количество в период между 2007 и 2010 годами возросло на 12% после длительного периода спада. Это можно списать на плохие времена для американской экономики, но статистика совпадает и с временем подъема iPhone.

Однако идет и обратный процесс — в обществе и культуре постепенно распространяются мысли о вреде гаджетов. В качестве примера Эндрю-Ги приводит скетчи Уилла Фаррела, созданные в рамках компании #DeviceFreeDinner. В них комик играет пристрастившегося к смартфону отца, которого пытается вразумить его семейство. Тем временем в Калифорнии на месте бывших отелей хиппи возникают восстановительные кемпы «без подключений».

Но технологических скептиков вроде Тристана Харриса это не утешает — проблемы актуальны еще для миллиардов людей. Он воображает, что когда-нибудь Facebook будет доставлять все нотификации единожды в день: как по почте. Другие полагают, что технологическим компаниям пора задуматься о защите внимания пользователей — и платить им будут по двойному тарифу.

Проблема в реформировании этих продуктов, конечно, такова — их нынешние версии слишком удивительны, забавны в использовании и удобны. Вот почему они так аддиктивны. Однако урок, который мы начинаем изучать, заключает в том, что это не безвредные орудия. Пока они используются как сейчас, то останавливают нас от улучшения самих себя.

Проблема лишь в том, что мы можем вовремя этого не осознать.