Татьяна Филь, практикующий психолог, общественный деятель, мама шестерых детей, в интервью для WoMo рассказала о том, почему школьное образование не подходит современным детям, и чему стоит учиться у детей. Публикуем эту часть интервью.

Татьяна Филь о школьном образовании

Об образовании

Я не знаю, что делать, школьное образование – это тот самый случай, когда нужно все ломать и начинать сначала. Притом, что я близка к образованию, моя мама – педагог, и я тоже училась педагогике. Для своих детей я начала рассматривать альтернативные варианты дистанционного образования, но не каждый ребенок обладает таким высоким уровнем самоорганизации, чтобы успешно учиться таким образом. Сейчас начали появляться школы с альтернативным образованием, но далеко не каждый родитель может заплатить за это обучение, а если детей несколько, то семьи стоят перед мрачной дилеммой, кому из них дать хорошее образование, а кого оставить в обычной системе.

В классической школе у педагогов осталась советская система мышления, даже у молодых выпускников вузов, которые пытаются первый месяц что-то делать, но потом сдаются. Мой сын во втором классе принципиально перестал учить математику, потому что ему ставили пятерки за контрольные – за помарки, так как в систему оценивания входит чистописание. Я понимаю, что учительница – заложница системы, но она калечит моего ребенка.

Вторая серьезная проблема – неприменимость знаний. Сказки о том, что советское образование – лучшее из всех, уже давно неактуальны, и этот широкий кругозор вряд ли понадобиться ребенку в карьере, отличие от реальных навыков, которым учат тех же американских и английских учеников. При этом ребенок не понимает, зачем ему нужна химия, учителя ему никогда об этом не говорят, и он тратит много лет на бессмысленную зубрежку.

Сейчас учителя попустительски относятся к своей работе, и это глобальная проблема. Напрочь отсутствует задача заинтересовать ученика своим предметом, все сводится к банальному прохождению программы, в лучшем случае. Особенно печально с заменами, это делается абсолютно бездумно, ставят кого угодно, и этот человек урок не ведет, к предмету близко не подходит.

Я эту тему обычно не затрагиваю. Если я говорю о проблемах, то стараюсь найти пути решения. Но в этом случае я просто не понимаю, что делать с системой образования.

О том, чему нужно научить детей

Я стараюсь передавать детям то, чем живу и считаю правильным. Не могу сказать, что я что-то особенное делаю, просто я делюсь с ними своими соображениями и вижу, что дети делают свои выводы из нашего взаимодействия. Например, старшие дети категорически против насилия. Сын объявил себя пацифистом, носит тематические значки и всячески поддерживает эту идею, может сильно обидеться, если я комара убила. По мнению моих детей, человек высокого уровня развития в состоянии правильно строить свою жизнь, не придерживаясь определенной религиозной конфессии. Однозначно мои дети – противники абортов.

Для меня очень важно дать детям максимальный спектр развития, чтобы у них было больше возможностей для выбора будущей профессий, рода занятий, увлечений.

Я рассказываю мальчикам о социальных нормах поведения, но оставляю за ними право решать, следовать им или нет. Если мой сын не уступит место пожилой женщине в транспорте, то я укажу ему на плохое поведение, но если он не уступит место мне – слова не скажу. Я считаю, что он должен уступить, но это мое личное мнение, а у него есть свое.

О том, чему учат дети

Татьяна Филь о школьном образовании

Дети мне постоянно дают много позитивных переживаний, эмоций. Каждое утро младший сын обязательно приходит ко мне, и наш день начинается с «обнимашек».

Дети дают очень хороший стимул и мотивацию к развитию. Мне кажется, что человеку, у которого нет детей, трудно заставить себя изучать современные веяния. А благодаря детям я знаю все новые мультики, тенденции в музыке, потому что меня к этому подталкивают дети. Как бы я ни сопротивлялась суши, но сын приготовил их дома и заставил меня съесть. Благодаря дочке я узнала о гель-лаке. И мне это интересно, я хочу общаться с детьми на их языке.