Osvitanova.com.ua

Мы буквально «приклеены» к мониторам и экранам наших смартфонов. Появилось уведомление — нужно посмотреть, что там, а еще полистать ленту соцсети — вдруг появилось что-нибудь интересное? Такая зависимость от интернета и социальных сетей начала беспокоить многих представителей Кремниевой долины. Сотрудники GoogleTwitter и Facebook, работавшие над технологиями, вызывающими то самое привыкание, один за другим отказываются от использования интернета. Что происходит, и как далеко зашла гонка корпораций за вниманием пользователя?

34-летний Джастин Розенштейн настроил свой ноутбук так, чтобы запретить себе доступ к Reddit. Он заблокировал себя в Snapchat (по его мнению, его зависимость от приложения сродни героиновой), а когда купил айфон, то попросил своего помощника установить на нем родительский контроль. Розенштейн ограничил себе использование Facebook, чтобы не поддаваться соблазну воспользоваться технологиями, вызывающими сильное привыкание.

Одна из таких технологий — это лайки. Розенштейн знает о лайкозависимости лучше всего, ведь это он создал кнопку лайка в Facebook. Десять лет назад бывший инженер Facebook работал по ночам над прототипом функции, которая тогда называлась кнопкой «крутости». Сейчас Розенштейн входит в небольшую, но растущую группу обитателей Кремниевой долины, которые недовольны распространением так называемой экономики внимания.

Джастин Розенштейн, бывший сотрудник Facebook и создатель лайка. Фото: Asana Communications

Обычно среди недовольных нет топ-менеджеров, в основном это дизайнеры, инженеры и менеджеры по продукту, которые когда-то работали над созданием технологий, вызывающих привыкание. «Очень часто бывает так, что создаешь что-нибудь с благими намерениями, но возникают неожиданные негативные последствия», — с горечью говорит Розенштейн.

Сейчас Розенштейн руководит компанией, занимающейся улучшением продуктивности. Бывшего инженера Facebook беспокоит тот факт, что в среднем люди совершают активные действия со своим смартфоном 2617 раз в день. Технологии не только вызывают зависимость, но и «эффект продолжительного отрывочного внимания», который значительно ограничивает способность человека концентрироваться и снижает его IQ. Недавнее исследованиепоказало, что одно только присутствие смартфона значительно ухудшает когнитивные способности, даже если устройство выключено. «Все постоянно отвлекаются», — прокомментировал Розенштейн.

Изображение: Pinterest

Продукт-менеджер Facebook Лея Перлман, работавшая в команде Розенштейна над кнопкой лайка, также старается избавиться от зависимости от лайков и других социальных функций. Она установила расширение браузера, которое ограничивает ее новостную ленту в Facebook, и наняла SMM-менеджера, чтобы тот следил за ее страничкой в социальной сети.

«Возможно, мы последнее поколение, которое помнит, какой была раньше жизнь, когда телефоны были подключены к стене», — считает Розенштейн.

В апреле в заливе Сан-Франциско прошла конференция о техниках манипулирования вниманием пользователей. Организовал ее Нир Эйяль, автор книги «На крючке: Как создавать продукты, формирующие привычки».

«Желание зайти на YouTube, в Facebook или Twitter неслучайно, — считает Эйяль. — Дизайнеры специально сделали свой продукт так, чтобы нам хотелось им воспользоваться». На конференции он рассказал о незаметных психологических приемах, которые вызывают у людей определенные желания и эксплуатируют негативные эмоции, выступающие в роли «триггеров».

А самое главное — Эйяль призвал гостей конференции не злоупотреблять этими приемами и поделился собственными методами борьбы с вредными интернет-привычками. Например, он установил расширение для Chrome DF YouTube, которое скрывает множество внешних триггеров. У себя дома он установил специальный таймер, который отключает роутер через определенное время. А еще Эйяль пользуется приложением Pocket Points, в котором можно получать награды за то, что не отвлекаешься на смартфон, когда необходимо сосредоточиться на деле. «Мы можем контролировать свои привычки», — считает Эйяль.

Но правда ли это? Если даже сами создатели вызывающих зависимость технологий используют такие радикальные меры, то смогут ли обрести свободу простые пользователи?

Бывший сотрудник Google Тристан Харрис считает, что нет. «Все мы уже застряли в системе, — сказал он. — Нашим разумом могут манипулировать. У нас есть лишь мнимая свобода выбора».

Тристан Харрис. Фото: The Guardian

Алгоритмы привлечения внимания, которые используют крупные компании, могут подстраиваться под каждого человека. В этом году в сеть попал внутренний отчет Facebook, в котором было сказано, что компания видит, когда юный пользователь чувствует себя «незащищенным», «ненужным» и когда ему «нужно повысить самооценку». По словам Харриса, становится совершенно понятно, «какие кнопочки нужно нажать для манипуляции конкретным человеком».

Однако Харрис не считает, что здесь есть какой-то злой умысел корпораций — разработчики просто отвечают на требования экономики внимания.

Один из друзей Харриса, работающий в Facebook, рассказал, что изначально значки уведомлений в этой социальной сети должны были быть синего цвета. Они вписывались в визуальный стиль Facebook и были ненавязчивыми. «Но на них никто не обращал внимания, — сказал Харрис. — Затем цвет уведомлений поменяли на красный, и ими тут же стали все пользоваться».

Сейчас красные значки уведомлений можно найти повсюду. Когда вы достаете смартфон, вы то и дело видите на экране красные точки возле различных приложений. «Красный — это провоцирующий цвет, — объяснил Харрис. — Именно поэтому он используется в предупреждающих сигналах».

Красные значки уведомлений у приложений пробуждают в человеке любопытство — хочется узнать, что же там пришло. Такой же механизм использует лента новостей. Вам хочется потянуть вниз и обновить ее, потому что вы не знаете, что вы увидите — возможно, какое-то красивое фото, а, может быть, просто рекламную запись. Словно вы пользуетесь игровым автоматом.

Один из создателей этого механизма в Twitter Лорен Брихтер согласен с этим сравнением. Его удивляет, что эта функция существует до сих пор, ведь в браузерных версиях давно работает автоматическое обновление ленты. Оказывается, фишка в том, что пользователь должен совершить физическое действие — как показывают исследования, игровые автоматы, где игрок должен самостоятельно дернуть рычаг, вызывают большее привыкание. «Я часто думаю о том, принесла ли моя функция хоть что-либо хорошее человечеству», — признался Брихтер. Сам он заблокировал для себя некоторые сайты, отключил уведомления и пользуется Telegram только для общения с женой и двумя близкими друзьями. Вечером Брихтер уносит свой телефон на кухню, ставит его на зарядку и не прикасается к нему до следующего утра.

Изображение: Asaf Hanuka

«Смартфоны полезны, — признает он. — Но они вызывают зависимость. Функция «потяните для обновления ленты» вызывает привыкание, как и Twitter. Вот это плохие вещи. Когда я работал над их созданием, я был слишком юн, чтобы о таком задумываться. Сейчас же я жалею о последствиях».

Но не все люди, работавшие над подобными технологиями, настроены так пессимистично. Инженеры Apple Джастин Сантамария и Крис Марселлино утверждают, что в первую очередь уведомления создавались не для того, чтобы вызвать зависимость, а чтобы помочь людям. «Нет ничего плохого в том, чтобы люди возвращались к использованию ваших продуктов, — считает Марселлино. — Это просто бизнес».

Роджер Макнами, один из инвесторов Google и Facebook с ним несогласен. Он считает, что эти компании отклонились от своей изначальной миссии, потому что их прельстили миллиарды долларов, которые можно заработать на рекламе. «Facebook и Google с гордостью заявляют, что дают пользователям то, чего они хотят. Но то же самое можно сказать про наркоторговцев», — сказал Макнами.

Джеймс Уильямс ушел из Google в прошлом году, раньше он отвечал там за стратегию развития бизнеса.

«Однажды я взглянул на корпоративный монитор, где было показано, сколько человеческого внимания компания перенаправляет на рекламодателей, — вспоминает Уильямс. — Тогда я понял, что мы в буквальном смысле заставляем миллионы людей делать то, чего они не собирались».

Фото: jbchicago

Уильямс и Харрис ушли из Google примерно в одно и то же время. Вместе они организовали группу Time Well Spent, которая стремится обратить внимание общественности на то, как корпорации манипулируют людьми с помощью дизайна.

«87% людей засыпают и просыпаются со смартфонами, — сказал Уильямс. — В мире появилась новая призма, сквозь которую они видят политические события, и меня беспокоит, к каким последствиям это может привести».

Подобно тому как разработчики используют триггеры в дизайне, СМИ пытаются привлечь внимание с помощью наших эмоций. Новости подаются в импульсивной манере, заголовки стремятся вызвать у читателей негодование. Сенсационная подача, кликбейт — все это методы, которые используют некоторые издания, чтобы выжить в условиях экономики внимания.

Эти методы не только искажают факты, но и меняют наш способ мышления. Люди начинают думать менее рационально и более импульсивно.

«Динамика экономики внимания устроена так, чтобы подавлять человеческую волю, — считает Уильямс. — Если считать политику проявлением человеческой воли на индивидуальном и коллективном уровне, то экономика внимания напрямую подрывает основы демократии». Если Apple, Facebook, Google, Twitter, Instagram и Snapchat потихоньку лишают нас свободы воли, не исчезнет ли она в какой-то момент насовсем?

Поширити у соц. мережах: