Osvitanova.com.ua

Мифы о сказках: кем вырастут наши сыновья, читая народные сказки про Иванушек-дурачков и Емель? Какими станут дочери, если в детстве они мечтают о судьбе Золушки или Белоснежки? 

Мне часто приходится выслушивать подобные сомнения от родителей: чему учат эти сказки? Лени и потаканию глупости? Ну, спасибо, сыновья и так на печи с гаджетами лежат. Щуку, поди, ловят, чтоб сразу из грязи да в князи. А Золушка, эта чумазая мямля с метлой, которая не может дать отпор мачехе-тиранше и всё ждёт чуда. Того ли мы желаем дочерям? Ради этого передавались сказки через годы и расстояния, чтобы отгородить детей от реальности, запаковать в уютный кокон иллюзий?

 Нет, нет и нет! Чтобы понять сказочный урок, нужно тренировать умение читать сказки «по неписаному», достраивать в уме логические связи, мысленно разыгрывать их. И детей этому учить, конечно. Если кто и обленился, так это поколения, воспитанные на экранизациях и мультфильмах «по мотивам» – за нас уже всё придумали, сценарии написали, актёров нашли, сняли, сиди смотри готовое. Те из детей, кому посчастливилось сказки слушать, да много раз, сами выстраивают логические связи, додумывают, представляют. Ведь народные сказки, такие скупые на подробности – это каркас, схема. А расцвечивает её воображение слушателя.

 И тогда открывается мудрость, добытая поколениями наших предков, отшлифованная тысячами повторений и пересказов, переброшенная как мостик от сказителя к слушателям, от бабушки к внукам, от жены к уставшему мужу.

 Что в прежние времена, что сейчас сказки могут расслабить, утешить в горький час, придать сил перед испытанием, исцелить разбитые сердца, помочь воспитывать детей, передвать сокровенные знания о мужской и женской природе. Есть даже метод исцеления сказкой – сказкотерапия.

Но вернёмся к Иванам да Емелям. Они, кстати, не одиноки – в немецких, французских и итальянских сказках есть их «братья по разуму». Тот же «Кот в сапогах» – в героях там младший брат-остолоп. А истории эти все о поиске необычных решений, о следовании интуиции: да-да, у мужчин она есть, и очень мощная, и тоже не укладывается здравый смысл. Оттого и «дурак». Что сделал бы «умный», например, старший брат, если бы выловил щуку в колодце? Перекрестился и убил. А наш герой разговаривает с рыбиной, верит ей, жалеет. У него, кстати, очень экологичное сознание: бережно относится ко всему живому, и оно отвечает ему добром за добро. И звери, и люди помогают Дураку, а нечисть всякая одолеть его не может – он чист душой. Притом Дурак всегда беден: или оставлен без наследства, или обманут братьями. Но он не зол, не обижен, не предаётся унынию, а ищет силы в себе самом, включает смекалку.

 Обычная жизнь и стандарты поведения – не для него, он вне стандартов, и окружающих откровенно этим злит. Бьют его в сказках нещадно, но Дурак настырно прёт против течения. Сначала неуклюже и смешно, не умеет пока печью да открывшейся способностью управлять. И ему посылают испытания, чтобы понял, как и куда применять силу – он и перерождается часто в конце, становится пригож, хорошо одет и дипломатичен, и прямиком на трон царский. Развивается, стало быть.

 В сказках о Дураке кроется ответ на очень важный для традиционных культур (а мы из неё недалеко убежать успели) вопрос: что делать, если ты не такой как все? Русский Емеля пробует все варианты: ничего не делать и лежать на печи – не то; пытаться быть как все и по хозяйству смиренно хлопотать – тоже не то; оседлать печь и стать деструктивным, давить людей и перед царём выпендриваться – опять не то; стать равнодушным унылым неудачником и погибнуть в море, заточенным в бочку – ну уж нет; употребить свои умения во благо, жениться да построить дворец и перекинуть мост к царю – о, вот это хорошо!

 Кстати, про мост к царскому дворцу: символически это про соединение двух частей, про красивое взаимодействие того самого традиционного (царя) и новаторского (Емели) по принципу win-win. Емеле – царская дочь, приданое, всё ценное что накопило традиционное общество. А царю – высокотехнологичный стеклянный мост, перспективы развития, новые горизонты. Дурак обновляет царский род, это его роль.

 Итак, он добр, чист душой, следует интуиции, постоянно пробует новое и развивается. Такой идеальный образ self-made man. Любимые герои современности в джинсах и чёрных водолазках, которые изменили мир, не изменяя себе, типологически восходят к Дураку и к Мастеру Жизни. Ведь именно им становится Дурак, пройдя все испытания.

 Потому, если у вас на печи завёлся Дурак – не торопитесь горевать или к строгой дисциплине его приучать. Ему всего лишь с печи слезть нужно и самому найти, в чём его сила.

 Как думаете, что это за щука такая волшебная, да ещё и в колодце? И что за щучье веление такое, когда все желания сбываются? В реальном мире разве так бывает?

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: