Osvitanova.com.ua

Мария Вареник, спикер TEDx, записала для skillbox памятку для начинающих спикеров, которые готовятся к первым вебинарам или лекциям.

Каждому эксперту порой выпадает возможность поделиться знаниями — например, выступить с докладом на конференции или с лекцией на вебинаре. И может получиться так, что в ответ на рассказ или объяснение какой-то концепции последует тишина или вопрос «Что?». Неприятные ощущения.

Такая ситуация возникает, когда спикеру не хватает владения техниками и инструментами, чтобы понятно объяснять сложные вещи широкой аудитории. Для того чтобы это исправить, предлагаю взять на заметку несколько советов, основанных на материалах из книг «Ясно, понятно» Максима Ильяхова, «Искусство объяснять» Ли Лефевера и личном опыте выступлений в сфере EdTech.

Совет №1 Относитесь к слушателям как к равным

К сожалению, со школы многим знакомы фразы «Учитель лучше знает», «Сначала выучи, потом уже говори», «Ты ещё никто, чтобы спорить». Когда мы вырастаем и сами занимаем позицию спикера, то порой невольно используем модели поведения, знакомые с детства, и начинаем смотреть на аудиторию сверху вниз.

Слушатели доклада или лекции почувствуют, если с ними будут общаться снисходительно, и мало кому такое понравится. Особенно это касается взрослых людей, которые имеют немалый опыт за плечами и вряд ли станут терпеливо усваивать знания, когда кто-то посторонний начнёт учить их жизни.

С человеком из аудитории всё нормально. Он как-то жил до вашего выступления, поэтому не стоит свысока дарить ему свет мудрости. Задача эксперта — помочь разобраться, а не самоутвердиться. Поэтому лучше избегать менторского тона.

Совет №2 Старайтесь говорить словами вашей аудитории

Если вы эксперт в какой-либо области, это означает, что вы очень глубоко погружены в её специфику, разбираетесь в сути явлений и умело оперируете профессиональными терминами.

И здесь возникает проблема: эксперт, который много общается с коллегами, порой перестаёт замечать, что какие-то концепции и понятия совершенно незнакомы людям за пределами профессионального сообщества.

Это так называемое проклятие знаний — когнитивное искажение, которое проявляется в том, что человеку, обладающему знаниями о предмете, трудно представить, что этого можно не знать. Именно оно мешает эксперту увидеть мир глазами обычного слушателя.

Пустые взгляды из аудитории означают, что люди тратят энергию не на то, чтобы погрузиться в тему и поразмыслить над вашими словами, а на то, чтобы как-то справиться с потоком новой для них информации. В какой-то момент они решат, что не способны понять то, что вы пытаетесь объяснить, и просто станут ждать, когда вы закончите.

Чтобы этого избежать, для начала нужно оценить средний уровень владения материалом у вашей целевой аудитории. В этом поможет эмпатия — главный союзник в объяснении. Подумайте, в каком мире существует ваш слушатель? Что его окружает? Что волнует?

Конечно, аудитория не всегда бывает однородной. В таком случае задайте себе вопрос, к кому вам важнее обратиться в первую очередь, к новичкам или другим экспертам? Какую задачу вы решаете?

Если вы выступаете с лекцией для начинающих, а среди аудитории есть эксперты, будет уместно проговорить в начале, для кого это выступление, чтобы не обмануть ожидания. И на самом деле нет ничего плохого в том, чтобы повторить известные кому-то вещи — для экспертов это будет подтверждением того, что они сами знают. Если вы учитываете первый совет и общаетесь с аудиторией на равных, то негатива и впечатления «Меня принимают за дурачка» это не вызовет.

{{read_more|Читайте також| 4287, 4307}}

Совет №3 Помогайте разобраться, а не просто информируйте

Когда моя мама спросила, кем я работаю, я ответила, что моя профессия — дизайнер образовательного опыта на рынке EdTech. Мама нахмурилась и сказала: «Дизайнер? Ты же не умеешь рисовать».

Моя ошибка состояла в том, что я просто дала маме факты, которые она, вследствие другого жизненного опыта, не поняла.

С точки зрения эксперта, точные факты — это корректный ответ на вопрос. Но на самом деле такой ответ просто затыкает спросившему рот и вызывает неуверенность в себе.

Вместо того чтобы бросаться фактами, помогите человеку разобраться, то есть сформировать целостный образ предмета, понять его взаимосвязи с другими предметами и явлениями.

Чтобы мама поняла меня сразу, объяснение нужно было построить примерно так: «У школьных учителей всегда есть учебный план — список тем, которые нужно дать ученикам в определённом порядке, расписание практических занятий, контрольных работ и так далее. Этот план обычно разрабатывает методист — специалист, который знает особенности обучения в разном возрасте, понимает, когда нужно давать теорию, а когда — практику, чтобы учебный материал эффективно усваивался. Я методист, только работаю в онлайн-образовании. Я продумываю путь студента от начала образовательного курса до конца и отвечаю за то, чтобы учащимся было всё понятно, а материал подавался интересно и хорошо запоминался».

Совет №4 Используйте примеры и вводите в контекст

Для создания цельного представления о предмете или явлении, нужно погрузить аудиторию в контекст. То есть сделать факт или идею понятнее и полезнее, связать в уме человека ключевые понятия.

Неудачный пример, где не используется контекст: «На этом уроке нашего курса по кулинарии мы рассмотрим, какими бывают ножи». Взрослые люди лучше воспринимают информацию, которая в первую очередь решает их проблемы. Студент кулинарного курса наверняка понимает, что ножи необходимы для приготовления пищи, но зачем ему изучать их разновидности и другие нюансы?

Чтобы сразу донести до аудитории ценность информации, нужен контекст: «Подготавливая ингредиенты для блюда, вы вряд ли будете рубить мясо и нарезать свежую зелень одним и тем же ножом. Сегодня на уроке мы рассмотрим, какими бывают ножи, какие разновидности применяются для конкретных задач, как ухаживать за ножами, чтобы они дольше не теряли остроту».

По сравнению с первым вариантом, здесь мы показали студенту, чем полезен для него этот урок и как он сможет использовать знания на практике.

Один из способов погружения в контекст — использование примеров, близких и понятных аудитории. Важно не только иллюстрировать «как правильно», но и давать антипримеры: «Для видеосъёмки лучше всего выбрать однотонную одежду. Хорошо подойдут белый или чёрный цвет, а также пастельные оттенки. Если вы наденете что-то в мелкую клетку или полоску, в кадре такая одежда может рябить».

Совет №5 Планируйте и структурируйте

Как бы вам ни хотелось сэкономить время, лучше придерживаться правила «Хорошее объяснение — подготовленное объяснение». Даже если вы уверенно чувствуете себя в импровизации, без плана будет сложно попасть в сердце и разум аудитории.

Для подготовки доклада или лекции можно применять универсальную структуру:

Введение, чтобы обозначить контекст для слушателей. Актуализация, где нужно сформулировать проблему, которая откликается у аудитории. Тезисы с примерами и антипримерами. Подведение итогов, выводы.

Перед публичным выступлением очень важно заранее отрепетировать вашу речь. Так вам будет гораздо проще сориентироваться во времени, если оно ограничено, и заранее сократить материал или, наоборот, добавить больше примеров. Идеально, если есть возможность произнести речь перед другим человеком и получить фидбэк: возможно, в выступлении остались фрагменты, где слушатель потерял нить объяснений или заскучал.

Титульне фото – кадр зі стрічки «В дзеркала два обличчя», в якому яскраво пояснюється, яка лекція буде цікавою студентам

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: