Люди постепенно отказываются от телевизора в пользу каких-то более полезных занятий. Хотя многие до сих пор не могут представить себе жизнь без голубых экранов. Журналистка Fast Company Стефани Возза была одной из таких, но однажды она решилась на эксперимент и на месяц отказалась от просмотра ТВ. О том, как это повлияло на ее жизнь и почему она больше не планирует возвращаться к привычке телесмотрения, Стефани рассказала в своей колонке.
Я никогда не смотрела «Игру престолов», я не знаю, что такое «Скандал» и не могу назвать ни одной «реальной домохозяйки». Я думала, что не много смотрю телевизор и 30-дневный перерыв ничего не изменит. Я ошибалась.
Средний взрослый смотрит 2,8 часов телевидения в день, если верить исследованию Бюро статистики труда об использования времени американцами. Другое исследование показало даже большие цифры — 4 часа 15 минут в день. Я просуммировала все время, которое мои домочадцы проводят перед телевизором, и пришла к выводу, что мы достигаем наивысшего порога телесмотрения:
- час на «Судью Джужди», которая официально завершает мой рабочий день,
- час на новости,
- полчаса на викторину Jeopardy! (потому что она считается образовательной),
- и еще час на бездумное телесмотрение в постели перед сном.
Нильсен, у нас проблемы.
Опасность, которую таит в себе телевидение
Существует множество исследований о просмотре ТВ и детях, и Адам Липсон, нейрохирург IGEA Brain & Spine считает, что самое показательное — исследование японского университета Тохоку. «Они отметили утолщение фронтальной коры, от которой зависит способность разума рассуждать, в корреляции с падением IQ пропорционально количеству часов телевизионного просмотра, — говорит он. — Более того, они заметили утолщение в зрительной коре в затылочной доле и в гипоталамусе, что может коррелировать с агрессией».
В исследовании, в котором принимали участие только взрослые, телесмотрение привязывают к диабету, депрессии и даже преступлениям, говорит Липсон. «Многие исследования сообщают о неблагоприятных последствиях просмотра телевидения более часа в день. Были электроэнцефалографические исследования, которые демонстрируют, что телесмотрение превращает бета-волновую активность мозга в альфа-волновую, которая связана с мечтательным состоянием и снижением использования навыков критического мышления», — говорит он.
Эрик Брейверман, основатель и президент Path Foundation NY, некоммерческой организации, посвященной здоровью мозга, более прямолинеен:
«Трубопровод идиотизма превращает вас в идиота. Телевидение завораживает людей и превращает их в интеллектуальных наблюдателей. Оно питает пассивность и делает вас менее вовлеченными».
Оуч. Но он прав. Едва голубое сияние заполняет комнату, я ловлю себя на том, что мне сложно от него оторваться. Телесмотрение — это привычка, которую я и мой муж приобрели еще в детстве. Мы оба росли, проводя «семейное время» за просмотром шоу вроде «Лодка любви» и «Остров фантазий». Он согласился поучаствовать в эксперименте вместе со мной. Никакого ТВ. Никакого Netflix. Никакого лайфстрима. Ничего. «Разве это может быть тяжело?», — думали мы.
Что случилось в итоге
Первые несколько дней мы не знали, чем себя занять. Мы привыкли смотреть телевизор за обедом, что бы там не показывали, и не придумали ничего лучше, чем пойти спать в 20:30 вечера. Но со временем у нас появились новые привычки. Мы стали вместе готовить, дольше гуляли с собаками, переделали кучу накопившейся за долгое время работы по дому и отлично общались за бокалом вина. По вечерам пятницы и субботы, когда мы не проводили время с друзьями, мы слушали шоу по CBS Radio «Театр тайн» на YouTube, которое оба любили, еще будучи детьми.
Первая неделя была заполнена постоянной борьбой с желанием включить телек и поиском активностей на замену, но вторая и третья начали привносить изменения в мою жизнь физически и ментально.
Прежде всего, я стала испытывать меньше стресса. Большинство программ, которые мы любили смотреть по ТВ, вроде Dateline и «48 Часов Тайн», содержали элементы саспенса, драмы и насилия. Что, если все это негативно влияло на меня?
«Программ о насилии по телевизору становится все больше, потому что они позволяют держать зрителей в постоянном страхе, — говорит Вилер Уинстон Диксон, профессор исследований в области кино в Университете Небраски. — ТВ также действует как успокоительное, что-то вроде виртуального побега, но никогда не удовлетворяет, оставляя зрителя с желанием погрузится еще глубже в эту пустоту».
Еще один сайдэффект — я стала менее торопливой. Пропала необходимость спешить домой, чтобы не пропустить телепередачу. Когда я стояла в очереди в магазине или выбирала костюм для своего сына, я не переживала о времени. И, кажется, я стала спокойнее.
К концу месяца без телевидения я прочла стопки журналов, которые дожидались своего часа на моей тумбочке, прибралась в чулане, начала организовывать гардеробную, о которой всегда мечтала, пожертвовала 10 сумок вещей, которыми мы больше не пользовались, сходила на документалку про минимализм и свозила сына в Нью-Йорк, где также посетила конференцию для писателей.
А еще я прочла три книги, а одна из них так мне понравилась, что сейчас я ее перечитываю. Чтение — куда более полезная альтернатива для вашего мозга и креативности, говорит Брейверман. «Лучше всего читать фикшн и нон-фикшн, это стимулирует оба полушария», — говорит он.
Все под контролем
Конечно, телевидение не чистое зло. «Множество программ полезны для ума, например, исторические шоу, — говорит Брейверман. — Но жизнь — не ежесекундная учеба.
ТВ имеет необъятный потенциал, если распоряжаться им разумно. Проблема в том, что этот инструмент сложно контролировать.
Некоторые вещи имеют больше разрушительных качеств, и телевидение — одно из таких вещей. Как сахар — вредная еда, так телевизор — вредное представление жизни».
У Брейвермана есть формула, которая позволяет вычислить, сколько времени проводить перед телевизором не вредно. «Каждый нуждается в часе аэробики в день, — говорит он. — Если вы занимаетесь спортом час, вы можете час смотреть телевизор. Если работаете над собой два часа, можете посмотреть телевизор два часа. Никогда не смотрите телевизор дольше, чем занимаетесь спортом».
Вернулись ли мы к ТВ?
Я — нет (мой муж смотрит по вечерам канал про гольф). Сегодня 33 день моего ТВ-воздержания, и я не посмотрела ни единого шоу. Даже финал сериала «Хорошая жена», который я записывала и очень расстраивалась, когда пропускала. А все потому, что самый лучший результат этого эксперимента — ощущение спокойствия и волны удовлетворенности, которые исходят из ниоткуда. Звучит странно, но это так. Я не хочу назад. По крайней мере пока.
«Счастье возникает при взаимодействии между вдохновением и потением, — говорит Брейверман. — Все, что не дает человеку потеть ради достижения чего-то вдохновляющего, порождает ложные фантазии и бесконечное отвлечение от раскрытия его потенциала».
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.