Мы живем во времена глобальной диджитализации, которая предполагает бесперебойное поступление информации в режиме 24/7. И если раньше речь шла о печатных изданиях, телевидении и радио, то сегодня к ним добавились бесчисленные интернет-ресурсы, мессенджеры, телеграм-каналы и соцсети. С одной стороны, мы получили все ключи и инструменты к саморазвитию и максимальной осведомленности по любому вопросу. Но с другой — заработали серьезную головную боль: ведь возможности человеческого мозга не безграничны. Как быть продуктивным в век информационного хаоса, рассказал Esquire врач-психотерапевт Минтимер Миссаров.
Еще в древней Книге Екклесиаста (по преданиям, ее автор — сам царь Соломон) было написано, что «…много читать — утомительно для плоти». То есть уже тогда задумывались, что важно контролировать поток информации, который мы воспринимаем. Простыми словами, информационная перегрузка — это перегрузка объемом информации, которая поступает к нам через органы чувств.
Одним из первых этот термин ввел в обиход американский философ и футуролог Элвин Тоффлер в 1970 году. Он называл это «сенсорной перегрузкой в Информационную эпоху».
Со времен создания книгопечатания — а впоследствии и телевидения, интернета, электронной почты и социальных сетей — люди постепенно пришли к осознанию, что «передоз» информации может навредить, однако этому не было доказательств.
В 2019 году ученые из Датского технологического университета провели исследование на базе научного журнала Nature Communications и пришли к интуитивно логичному выводу: чем больше информации вокруг нас, тем сложнее нам концентрировать внимание на каждом из информационных сегментов.
В частности, поэтому нам кажется, что все великие вещи и произведения были созданы раньше, а сейчас нет ни одной стоящей книги. Сравните: тысячи лет назад существовало всего несколько книг, написанных от руки, но с появлением печатного станка стало возможным их массовое производство. Ну а теперь, в век глобальной диджитализации, книги стали электронными и количество копий каждой из них достигает колоссальных показателей.
Не удивительно, что в стремительно меняющихся реалиях современной жизни, которой присущ режим мультизадачности, мы не можем обстоятельно и вдумчиво изучать что-то одно и уделять достаточно времени чему-то по отдельности: глаза разбегаются и мы не знаем, на чем лучше сфокусировать свое внимание.
Итак, ранее мы обсудили, что информационная перегрузка воздействует на все общество в целом. А влияет ли она на продуктивность каждого человека в отдельности? Вне всякого сомнения. И, увы, не самым благотворным образом.
Человеку в среднем требуется около 25 минут, чтобы вернуться к продуктивной работе после того, как он переключился на что-то другое — например, на электронное письмо или сообщение в мессенджере. Исследователи утверждают, что большое значение играет страх случайно упустить или не успеть получить какую-то очень важную информацию: это вызывает фрустрацию и чувство подавленности.
Действительно, новостные ленты, почта, поток новых постов в соцсетях, радио и телевидение — все это, подобно снежному кому, формируется в единый огромный массив данных, который начинает довлеть над человеком и негативным образом сказывается и на его мыслительных процессах, и на эмоциональном состоянии.
Эдвард Хэллоуэлл, американский врач-психиатр, утверждает, что люди в наше время начали приобретать черты синдрома дефицита внимания и гиперактивности — состояния, которое считается генетически детерминированным.
Отдельно отмечу такие неприятные феномены, как:
Иллюзия деятельности. Потеря своего образа «я». Потеря контакта с собственными ценностями.Феномен информационной перегрузки оказывает значительное негативное влияние и на общество и бизнес в целом.
Для начала нужно понять главное: проблема информационной перегрузки решается двумя способами: уменьшением поступающей информации либо укреплением нашего воспринимающего аппарата — мозга.
1. Возьмите за правило раз в неделю или в месяц «чистить» свои подписки в социальных сетях, рассылках и проанализируйте, какие сайты вы посещаете больше по привычке, на автоматизме, а не из-за их реальной пользы для себя.
2. Устраивайте себе «цифровой детокс» или «цифровой шаббат». Есть целые движения людей, которые следуют этим принципам и расценивают информацию как еще один продукт, который навязывает нам общество потребления. Философия цифрового детокса предполагает отношение к информации как к инструменту достижения целей. Их манифест — disconnect to reconnect. То есть «отсоединись, чтобы присоединиться» (к себе и своим ценностям).
3. Занимайтесь планированием. Например, можно пользоваться классической техникой. Разделите все дела на следующий день на четыре группы: важные срочные, важные несрочные, неважные срочные, неважные и несрочные. Или также на четыре группы, но по другому принципу: сделать самому, делегировать, отложить и вообще не делать.
4. Совмещайте похожие задачи и выполняйте их в одно время. Например, если надо разослать письма разным людям — выделите отдельно время, когда вы напишете и отправите все письма сразу.
5. Используйте приложения для тайм-менеджмента. Это позволит вам планировать режим работы и отдыха. Приложение будет напоминать вам о времени, когда лучше сделать перерыв, чтобы вы не забывали отдыхать и не тратили ценное время отдыха на малопродуктивный серфинг в интернете.
6. Возьмите на вооружение технику «Съешь лягушку». Это классический прием, который заключается в том, чтобы сделать какое-то небольшое и, возможно, не самое приятное дело именно с утра. Это позволит начать день на подъеме и с ощущением «я молодец» и «трудности мне по плечу», что в конечном итоге уменьшит и бремя информационной нагрузки.
7. Используйте различные современные приложения и инструменты. Например, сделайте так, чтобы все письма из разных ящиков приходили в один ящик. Так у вас будет меньше хаоса в разных каналах информации, а значит, будет меньше информационного шума.
8. Старайтесь избегать мультизадачности. Эрл Миллер, ведущий нейроученый из Massachusetts Institute of Technology утверждает, что, даже если нам кажется, что мы мультизадачны, мы всего лишь очень быстро переключаемся между несколькими задачами. А это вынуждает нас проигрывать в общей эффективности.
1. Соблюдайте режим работы и отдыха. Сон — важен. Отдых — это не только отпуск, но и смена деятельности в течение дня. После рабочего дня прогулка в гордом одиночестве, без музыки и отвлечения на смартфон — отличный способ нивелировать негативные последствия информационного шума.
2. Уделите внимание работе со стрессом. Забудьте про аффирмации и визуализации — вместо этого обратите внимание на научно обоснованную медитацию в технике mindfulness. Для этих целей можно скачать специальные приложения — например, Headspace или Meditopia. Такая медитация поможет вам развить навык осознанности. А это прямой путь к улучшению концентрации внимания и собранности.
3. Если же вы отмечаете, что не справляетесь с тревогой или подавленностью, отмечаете выгорание или трудности в отношениях, сложно контролируете приступы гнева, то самое время обратиться за профессиональной помощью к специалисту. Ищите психотерапевта, работающего в сфере когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ) или психотерапии ACT (Acceptance and Commitment Therapy — терапия принятия и ответственности).
В качестве литературы по теме рекомендую следующие книги:
«Управление информационной перегрузкой», Линн Лайвели. «Выживание в информационной перегрузке», Кэвин Миллер. «Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки», Дєниел Левитин.Человек — достаточно гибкое существо, поэтому навыку справляться с информационными потоками можно и нужно научиться. Огромные потоки информации неизбежно приходят вместе с развитием прогресса, но именно от нас зависит, станет ли эта информация полезным инструментом или превратится в изматывающую головную боль.
Джерело фото pexels.com
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram