Популярно мнение, что учить предпринимательству нужно с детских лет. Это позволит достичь больших успехов в будущем. Но на самом деле многим взрослым есть чему поучиться у детей. Американский предприниматель и основатель Brian Hamilton Foundation Брайан Гамильтон рассказал читателям Inc о двух бизнес-уроках, которые он получил от школьников. Мы подготовили адаптированный перевод материала.

Одна из радостей моей жизни — преподавание предпринимательства разным группам. Мой фонд помогает начать бизнес бывшим заключенным, старшеклассникам, ученикам средней школы, ветеранам и многим другим.

Почему предпринимательство? Оно всегда было ключом к экономической мобильности людей. Особенно это касается неблагополучных групп. Преподавать то, что я считаю ключом к истинной свободе, приятно, но в разговорах с детьми есть нечто особенное. Меня всегда поражает то, чему я учусь у них.

Недавно мой фонд совместно Junior Achievement провел опрос. Он показал, что 66% подростков  от 13 до 17 лет вероятно рассмотрят возможность запуска своего бизнеса во взрослом возрасте. Исходя из моего недавнего общения с учащимися, думаю, многие готовы начать прямо сейчас.

Вот два важных урока, которые я получил от юных предпринимателей.

Ваши клиенты знают, какой бизнес вам стоит начать

Одна из самых сложных вещей на старте бизнеса — выяснить, что запускать. У меня с этим трудности прямо сейчас, несмотря на многолетний предпринимательский опыт.

В прошлом году я посетил среднюю школу и задал вопрос детям: как бы вы выясняли, какой бизнес начать? Я ожидал стандартные ответы взрослых. Например, найти то, что вам нравится или что хорошо получается. Это хорошие ответы, но типичные. Один ребенок встал и сказал, что начал бы свой маленький бизнес просто пройдясь по окрестным домам, где спрашивал бы людей, с чем им нужна помощь.

Эта идея поразила меня своей простотой и элегантностью. Ходить по району, стучать в двери и спрашивать людей, что им нужно? Вау, какой подход. Вы прямо обращаетесь к своему потенциальному клиенту, узнаете какой он и в чем нуждается. Есть ли лучше способ по-настоящему понять своего клиента?

Мы, взрослые, слишком усложняем, что становится реальным препятствием на пути к старту бизнеса. Это ведет к застою и задержке. Нам всем стоит выучить этот урок и начать задавать более прямые вопросы.

Вещи, которые люди совсем не любят делать, могут стать отличным бизнесом

Осенью прошлого года я посетил другую среднюю школу — в округе Ориндж, штат Северная Каролина. Я, как обычно, рассказал о преимуществах запуска бизнеса, а затем начал отвечать на вопросы. Два ученика, брат и сестра Эйден и Скайла Уилсон, рассказали мне о своем начинании — уборке «отходов» во дворах владельцев собак.

Я не могу вспомнить, как они это придумали, но у их начинания есть все важные элементы отличной бизнес-идеи. Во-первых, взрослые обычно не любят убирать собачьи экскременты. Во-вторых, владельцы собак будут нуждаться в этой услуге на протяжении всей жизни своих питомцев. Это то, что можно назвать возобновляемым потоком дохода.

В-третьих, начать такой бизнес недорого. Возможно, понадобятся ведро и перчатки. В-четвертых, собирать собачьи отходы — не самое приятное занятие, которое, вероятно, докучает некоторым людям. Поэтому вы столкнетесь с ограниченной конкуренцией.

Это просто отличная бизнес-идея. В их возрасте я управлял кучей сервисных компаний, занимавшихся вещами, которые люди предпочли бы не делать. Но ничем настолько креативным. Я убирал снег и стриг газон.

Одна из причин, по которой мне нравится, когда дети рано начинают заниматься предпринимательством — они еще не знают, что не могут сделать, а также не ограничены в мышлении. Хотя многие буквально окружены экскрементами и раздражены этим, сколько из нас подумает начать такой бизнес?

Осмотритесь и спросите себя, что самим людям не нравится делать. Возможно, вы не против этим заняться. Или, еще лучше, спросите себя, есть ли у вас решение, которое позволило бы полностью избавиться от этой проблемы. С этого момента вы на правильном пути — точно так же, как и следующее поколение предпринимателей.