Cамый многодетный отец Украины. Наверное, так можно было бы назвать Геннадия Мохненко. Это пастор из Мариуполя, у которого кроме троих родных — еще 32 усыновленных им ребенка. Большинство из них — бывшие беспризорники, которых Мохненко собирал в подворотнях и воспитывал нормальными людьми. Американские документалисты сняли о нем фильм «Почти святой». С 2011 года он организовывает велопробег со своими детьми, вдохновляя других родителей тоже брать опекунство. Его “Команда разрушителей мифов” проехала 12 стран. 

1. Педагогика и жизнь — это способность держать удар. Потому что когда кто-то из твоих сыновей делает гадости, тебе нужно устоять — не рухнуть от обиды, опустить ручки, а я вот думал, что все будут ангелы.

2. Все дети пробуют зло на ощупь. Важно верить, что ребенок станет человеком. Сын может идти длинными кругами по жизни. Но нужно ему говорить: “Я буду молиться за тебя, я верю, что ты станешь человеком. И я верю, что однажды ты выберешь путь добра и нормальной жизни”.


Постер фильма «Почти святой», снятого американскими документалистами о Геннадии Мохненко в 2015 году

3. Проблемы в воспитании будут 100%. Но важно идти вперед и решать их. С родными они будут и с приемными тоже. Но мы же не бросаем родных, когда они что-то не то сделали. Я не спал ночами от каждого своего ребенка по какому-либо поводу. Иногда не спится, иногда тебе больно и неприятно. Но идем дальше. И во многих случаях получается.

4. За последние годы мы никогда не имели нормальных жилищных условий, но мы вырвали из интернатной системы подростков, от которых все отказались. У меня в домике 50 квадратных метров жили 17 человек. Представьте: рядами на полу. Но чиновники в моем случае закрывали на все глаза. Они понимали, у этих ребят другой альтернативы вообще нет. Сегодня в Мариуполе нет беспризорных детей на улице.

5. После кругосветного велопробега люди пишут мне, “спасибо, вы помогли решиться на усыновление”. Взяли опеку сотни людей в Америке, России и др. странах.

6. Ребенку должно быть интересно. Ты не можешь ожидать, что он будет с утра просыпаться со словами: папочка, мамочка, что сделать для вас?

7. Перед ребенком всегда должна висеть какая-то история, о которой он мечтает и к которой готовится. В данный момент это наша кругосветка. То есть пацаны считают уже часы. И это будет месяц приключений.

8. Те, кто живет ради денег, полагает, что все добро, что делается в мире, делается ради денег. Когда половине моих приемных было уже лет по 20, государство давало мне в месяц на то время 50-60 гривен на одного. Этого не хватало на хлеб на месяц.

9. Дети становятся родными. Я испытываю отцовские чувства и от поцелуя в правую и в левую щеку. От 32-го усыновленного, и от биологического сына одинаково.

10. Наркоманами и алкоголиками по наследству не становятся. Мои родители здорово пили, но я священник уже 25 лет.

11. Я не знаю лучшего способа помочь родному ребенку, чем взять приемного. Потому что мы растим поколение эгоистов, они думают, что земная ось проходит через их кровать, а экватор — через их спальню.

12. Ребенку нужна любовь, а второе, ему нужна строгость. Если вы даете ребенку только любовь, но не даете границ. Он переходит все границы.

13. Мне понятны страхи детей, у которых разрушены судьбы. Я тоже боялся возвращаться домой, боялся увидеть отца и мать, поубивавших друг друга в пьяной драке. Этот страх шел со мной через все мое детство. И когда я заходил и понимал, что родители живы, но просто пьяны, я был очень счастлив.

14. Мир подростков лучше, чем мир взрослых. В  нем на порядок меньше интриг, в нем гораздо больше искренности.

15. Мне нравится с детьми ходить в походы. До войны мы покорили самые бурные горные реки Украины.

16. У меня крупнейший приход в Мариуполе. Все те средства, которые люди жертвуют, они уходят на работу с детьми и на хоспис для стариков.

17. Я изменил стратегию, я решил, что больше не буду спрашивать у ребенка на улице, хочешь ли ты идти с нами и менять жизнь. Забираю силой, чтобы ему помочь.

18. Никому не нужно брать на усыновление 32 ребенка. Это ненормальная ситуация. Но я убежден, хотя бы одного каждая семья может взять на воспитание.

19. Существует много мифов об усыновлении. Мы команда разрушителей мифов. После нашего велопробега с детьми многие решились на усыновление.

20. Когда мне говорят, что я брал детей, чтобы получать за них деньги от государства, я отвечаю: «Не можете взять ребенка ради Бога, возьмите ради денег. Обеспечьте, решите свои проблемы опекунскими деньгами и воспитайте ребенка. Попробуйте!»

Выдержки из интервью Геннадия Мохненко корреспонденту журнала «Новое время» Екатерине Шаповал, не вошедшие в публикацию в журнале