Частая история, с которой сталкиваются родители старшеклассника: ребёнок вроде бы неплохо учится, в школе его любят, и наверняка у него много друзей, но совершенно нет никаких увлечений. Как же тогда он будет строить своё будущее, если ничем не хочет заниматься, кроме уроков? Обеспокоенным родителям отвечает психолог Дарья Белоусова.

Вопрос. У ребёнка в 8-м классе нет никаких увлечений, ему ничего не интересно. Как помочь ему выбрать будущую профессию?

Ответ. Подростку в принципе сложно представить себя в будущем. Сориентироваться в том, что нравится сейчас, когда то, что было интересно раньше, уже не так увлекает. Это пространство для поиска, для проб и новых решений. Не стоит бояться этой пустоты.

Я предлагаю родителям и детям поиграть вместе:

  • Наметьте 6–8 сфер, к которым есть хотя бы небольшой интерес. Онлайн-игры, встречи с друзьями, соцсети тоже считаются;
  • Дополните баллами или цветом каждую сферу, чтобы показать, насколько развит интерес. Тут можно использовать любую систему оценивания;
  • Посмотрите внимательно на список сфер и отметьте те, которые хотелось бы развивать;
  • Задавайте друг другу вопросы по очереди. Как можно увеличить сферы интереса? Какие действия для этого нужны? Будьте готовы принять любой выбор ребёнка. Постарайтесь услышать его по-настоящему.

Выбор профессии зависит только от ребёнка — это его ответственность. Будет здорово, если получится, опираться не только на желания, но и на реальные возможности. Часто дети хотят быть «космонавтом», при этом плохо понимая, что для этого нужно. А иногда не хочется быть. Вообще никем. Потому что есть установка: «Я никчёмный, у меня ничего не получится».

В этом смысле игра поможет раскрыть существующие трудности. Если самим справиться трудно, вы можете обратиться к специалисту по профориентации в вашем городе. Обычно это психологи, которые могут помочь с тестированием или проблемами с самооценкой.