Osvitanova.com.ua

Часто обсуждение школы с подростком превращается в скандал. Подросток считает, что он разберется со школой сам, а родители волнуются за него, за оценки. Расскажу, как говорить на тему школы без скандалов.

Объясняйте беспокойство

Когда вы волнуетесь за оценки — волнуетесь только вы. Подросток не понимает, почему вы волнуетесь. Ему интереснее компьютер и прогулки с друзьями. Подростку кажется, что оценки — это далеко и его не касается.

Психологически это объясняется двумя вещами.

Первое: подростку всегда кажется, что он сейчас и он в будущем — это два разных человека. Он-из будущего, лучше, умнее и мудрее, чем он-сейчас. Он-из будущего за неделю подготовится и сдаст экзамены на сто баллов. Это опасное состояние, которое приводит в армию.

Второе: мозг всегда идет по пути наименьшего сопротивления. У меня есть знакомый, который очень любит полежать и поспать на диване, вместо того, чтобы сделать что-то полезное, типа уроков. Я его понимаю, потому что знаю, что мозг всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Путь наименьшего сопротивления — еще одно опасное состояние, которое приводит в армию.

Для того, чтобы подросток не попал в армию и успешно сдал ЗНО необходимо объяснить причины своего беспокойства.

Просто скажите: «Я волнуюсь, потому что…» и объясните почему.

— Валера, я волнуюсь, потому что ты не готовишься к ЗНО по английскому. Я понимаю, что ты взрослый и можешь сам распределять своё время, но мне кажется, что проводить все выходные с друзьями — перебор. Что скажешь?

Объясните подростку, почему вы волнуетесь.

Уважайте самостоятельность

Подростки очень переживают за свою самостоятельность. Они считают, что они уже выросли и им никто не указ. Вспомните себя в подростковом возрасте.

Для того, чтобы подросток не замкнулся и не сорвался — говорите с ним на равных и верьте в его силы. Поощряйте его самостоятельность. Он оценит.

Не надо говорить:

— Ваня, исправь алгебру!

— …

Лучше сказать так:

— Ваня, если до 18 декабря не исправишь оценки по алгебре — не пойдешь 22 в кино с девушкой.

— Мама, я исправлю.

— Хорошо, я верю в твою самостоятельность.

Объясню, почему второй вариант лучше. В первом варианте Ваня ощущает свою позицию сильнее, чем мамину. Маме нужны хорошие оценки по алгебре, а ему самому — нет.

Что изменилось во втором? Мама напомнила, что контролирует важный ресурс — поход в кино с девушкой. Ваня и раньше это знал, но не догадывался до конца. После слов мамы он признал мамину версию убедительной и согласился исправить оценки.

Нет, это не шантаж. Это мотивация. Так мотивировать плохо, но это сработает. О том, как правильно мотивировать подростка будет отдельный текст.

Дайте подростку самостоятельности столько, сколько сможет проглотить.

Не обвиняйте по кругу

После того, как подросток пообещал исправить двойку по алгебре или сделать реферат по истории, не надо напоминать ему об этом до оговоренного срока. Доверьтесь подростку.

Даже Сталин два раза не расстреливал.

Не впадайте в крайности

Часто родители считают, что всегда прав учитель, а их ребенок виноват. Иногда — наоборот. Оба варианты плохие, потому что это крайности. Истина где-то посередине.

Если подросток говорит, что учитель некомпетентно оценил итоговое сочинение — не надо говорить, что учитель всегда прав или что учитель придирается специально. Займите нейтральную позицию. Сначала поговорите с подростком, выясните почему он считает, что учитель неверно оценил итоговое сочинение. Потом подойдите к учителю и спокойно объясните ситуацию. Учитель расскажет, какими критериями он руководствовался. Убедитесь, что все оценено правильно. Если нет — идите к завучу или классному руководителю. Не надо сразу идти к директору и требовать увольнения учителя литературы. Это смешно.

Не впадайте в крайности. Это можно подросткам, а вы — взрослые, должны контролировать себя и подавать пример.

Не сравнивайте с другими

Основная проблема родителей подростков — зацикленность на успехах. Родители считают оценки и хорошее поведение в школе успехом. Для того, чтобы как-то его оценивать они постоянно сравнивают подростка с другими.

— Мама, мама, у меня четыре за контрольную по химии.

— Хорошо, Вася, а что у Тани?

Сравнивать подростка с другими — плохо, потому что вы снижаете его самооценку. Не важно, какая оценка у других детей. Если Вася всю жизнь был троечником (три пишем, два в уме) и вдруг получил четыре — он молодец. И плевать, что у отличницы Тани пять. Если Вася всю жизнь был отличником и получил четыре — неважно, что у Тани. Лучше спокойно спросите, почему он получил четыре. «Вася, почему у тебя четыре? Как ты думаешь?» Вася проанализирует свою подготовку к контрольной и скажет «Да, я моль неправильно посчитал в одной задаче. Буду внимательнее».

Родители, не сравнивайте подростка с другими. Это пустая трата времени. Как бы это пафосно ни звучало, он у вас уникален.

Не кричите

Главное правило обсуждения школы с подростком — нельзя кричать. Говорите спокойно и тихо. Не повышайте голос. Вы взрослые люди. Контролируйте себя и свои эмоции.

Как только родитель начинает кричать, подросток думает «Скорее бы уже отвязался и прекратил кричать». Криком вы сведете весь диалог в ноль.

Не кричите.

Говорите ненавязчиво

Не надо навязывать разговор о школе. Если подросток сейчас не хочет — не надо. Поговорите потом. Не забудьте подготовить подростка к разговору. Как это сделать я рассказывал в статье «Как вести себя при разговоре с подростком»

Поширити у соц. мережах: