Может ли похвала учителей и родителей стать способом мотивации детей учиться? 

Давайте посмотрим, что говорит об этом Маршалл Розенберг, автор метода Ненасильственное общение.

По мнению Маршалла Розенберга, когда мы говорим детям: «Ты молодец!», «Ты хороший!», «Ты замечательная ученица!», – мы подразумеваем, что есть плохие дети, нерадивые ученики. Таким образом мы разделяем мир на плохих и хороших, берём на себя роль судьи, который знает, что хорошо, а что плохо! А это всего лишь  наше субъективное оценочное мнение, мы не можем знать обстоятельства, чувства, опыт, который приводит детей к «плохому» поведению!

Использование похвалы и наказания как способа мотивировать детей учиться или продолжать что-либо делать сравнимо с дрессировкой собак!

А с детьми так нельзя!

Многие учителя и родители будут возражать, потому что исследования в школах показывают, что если учителя хвалят своих учеников, то они стараются учиться лучше.

Но, если более глубоко проанализировать этот результат, то мы увидим, что он кратковременный…

Дети очень быстро понимают, что похвала и одобрение от учителей, родителей, это метод закрепить действие, которое удобно им. Со временем, дети поймут, что ими манипулируют, и они вообще прекратят что-либо выполнять.

Более 100 лет назад, врач, профессор антропологии, лауреат Нобелевской премии Мира, автор известного на весь мир научного метода, Мария Монтессори, писала в своих книгах, что когда мы используем похвалу как вознаграждение мы формируем у ребёнка зависимое отношение его деятельности от нашей оценки!

Дети привыкают ориентироваться только на нашу оценку и становятся зависимыми от реакции взрослых.
У детей с раннего возраста не формируется собственное отношение к своим успехам, теряется понимание и связь с собой.

Чем старше дети становятся, тем сильнее испытывают потребность в постоянном одобрении своих действий от окружающих их людей. Так формируется у детей зависимость от мнения окружающих, которая проецируется в дальнейшем во взрослую жизнь!

К сожалению, у детей НЕ формируется полноценно навык самооценки.

Также теряется интерес к процессу обучения, их естественная потребность к познанию уменьшается! Учителя, психологи, родители замечают, что мотивации учиться у ребёнка значительно поубавилось.

Похвала взрослых становится средством манипуляции над ребёнком. Прискорбно, но это подорвёт самое главное и самое ценное в отношениях между детьми и взрослыми, – ДОВЕРИЕ детей!

Должны ли мы теперь полностью отказаться от одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова одобрения важны и необходимы, и было бы неправильно сдерживать свои эмоции, когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка.

Как же лучше всего вдохновлять и мотивировать детей к познаниям?

Три года назад на международном семинаре от Голландской Монтессори Ассоциации нам продемонстрировали видео, где в школе мальчик нарисовал бабочку. Но его первый рисунок бабочки мало чем напоминал оригинал бабочки. Благодаря его учителю, который обращал внимание мальчика на его старания и усилия, а также конкретно делал акцент, что особенно красиво ему удалось нарисовать, он вдохновлял его каждый раз улучшать свой результат! Таким образом, мальчик нарисовал бабочку, которая максимально приблизилась к оригиналу!

 

1. Обращайте внимание ребёнка на его усилия, а не результат!
«Я слышала на концерте, как ты красиво играл на гитаре! Ты много трудился, старался каждый день, и не сдавался, когда у тебя не получалось! Благодаря твоим усилиям и труду, ты успешно выступил на концерте!».

Так вы покажете ребенку, что вы цените его труд и усилия, и что именно они привели его к успеху!

2. Прокомментируйте, что вы ощущаете, видя старания ребенка. 
«Я так счастлива была, когда услышала, как чудесно ты играл на концерте! Радуюсь твоему успеху!»

3. Благодаря своему воображению, постарайтесь увидеть потенциал ребёнка! Своим внутренним взором посмотрите на ребёнка, которого пока ещё нет, но он обязательно будет! Верьте в него!
«Я верю, ты можешь ещё лучше! С каждым новым твоим усилием и старанием, у тебя будет получаться лучше!»

4. Избегайте неопределённости и обобщений, так как такая информация не несёт в себе ценности для ребёнка. Очень важно детям дать осознать, что конкретно у них получилось. 
«В твоём рисунке мне особенно понравилось, как ты изобразил восход солнца! Тебе удалось передать сочетание цветов».
Вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились!

5. Проявите свой искренний интерес к работе ребёнка:
«А тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Что вдохновило тебя нарисовать восход солнца?».
Своими вопросами вы проявляете заинтересованность и подталкиваете ребенка на осознанное размышления о его стараниях.

Такой подход помогает детям осознать, что благодаря их усилиям, стараниям и труду они в конце концов получат успешные результаты! Дети учатся самостоятельно оценивать свои достижения, верят в свои силы, приобретают уверенность и не зависят от мнения окружающих!

 

 

Вместе с Катериной Ясько, тренером по развитию эмоционального интеллекта, доверия и сотрудничества в командах, мы разработали Щоденник позитивного спілкування для дітей та підлітків. Он станет подспорьем для психологов, родителей и подростков в процессе развития эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и эмпатийного общения. Один экземпляр дневника можно выиграть в Фейсбуке до 12 ноября. Розыгрыш проходит по этой ссылке.