Нашей девочке – Вере, Вире, Вероне – шесть лет, я ращу ребенка поколения Альфа. Которого надо как-то готовить к самому непредсказуемому периоду в истории человечества. Они Альфа не потому, что ведут себя как альфа-самцы в стае, – название придумано с целью показать, что старая хронология по году рождения обнулилась. Начинаем новый алфавит с первой его буквы.
Люди разных поколений действительно ведут себя по-разному – на них влияют экономика, политика, технологии, идеи инфлюенсеров. Из-за открытости большому количеству информации у поколения Z высокая толерантность. Миллениалов подозревают в мании величия. Иксы гордятся своей способностью даже монотонную работу доводить до конца. А Альфа – про свободу выбора и персонализацию всего на свете. Потому что они не видели другой реальности.
Два миллиарда человек сидят в одном большом фейсбуке, но при этом каждый ставит сердечки постам в своей ни на что не похожей ленте. Наше дитя знает, что в семейном аккаунте «Нетфликса» есть кнопка «Вера», где алгоритм (а не мы с мужем) заботливо подобрал для нее контент. Опросы показывают, что уже сегодня 75 % людей требуют в материальном мире столь же трепетного и индивидуального подхода. И чем младше возрастная группа, тем выше этот процент. Альфы будут функционировать в мирах, подогнанных под каждого из них. Это станет еще увлекательнее (или страшнее) с развитием технологии дополненной реальности.
Вера готовится жить в бесшовной среде. Хотите пример? Забрав ее из школы, я сказала: «Пойдем покажу – там ураганом повалило огромное дерево». Дитя мне в ответ: «А это фото или видео?» Вера, это real-life experience!!! Недавно один мобильный оператор провел исследование среди двенадцатилетних – подростки нарисовали ему мир, в котором не надо нажимать на кнопки и смотреть в экран. В нем невидимые машины разговаривают простым человеческим голосом. А маленькие дети уже сейчас не разделяют реальную и виртуальную жизнь, спокойно перемещаясь туда-сюда. Разработчики не дремлют – творят для них голосовые технологии, технологии распознавания эмоций и когнитивного состояния, алгоритмы предсказания поведения, чат-ботов и виртуальных ассистентов, интернет вещей.
У Альфа психология светского человека, самая главная вещь для них – репутация. Их мир прозрачен. Никаких «секретиков», как в моем детстве! Мирослава Дума (Y, миллениал) не единственная обожглась под недремлющим оком соцсетей. И Z, и особенно Альфа очень чувствительны ко всему, что не совпадает с их высокими моральными стандартами. В прошлом году Pepsi через сутки снял с эфира свою рекламу, в которой Кендалл Дженнер алюминиевой банкой мирит демонстрантов с полицией. Вера и ее ровесники такие вещи уже с рождения чувствуют лучше, чем их родители, – нам есть чему у них поучиться.
Зато у них проблемы с длительной концентрацией. Текст уступает место картинкам и инфографике. Оно и понятно: мозгу нужно как-то справляться с восемью часами потребления информации в день. У меня, Икса, был десяток мультиков на все детство и журнал «Мурзилка» раз в месяц. А у Веры в детском «киндле» доступ к пяти тысячам книг, и она каждый день просит добавить что-то новое. Рекламный ролик на ТВ (вы помните, что такое ТВ?) еще двадцать лет назад был длиной шестьдесят секунд, а теперь шесть. Среднее время просмотра поста в инстаграме – меньше секунды
«Вера, а давай-ка почитаем?» – «Sorry, I have different priorities at the moment».
Секунда – это время, за которое человек сейчас принимает решение по поводу практически любого контента. Именно поэтому наши дети так хороши в критической оценке каждого месседжа – они не могут позволить себе тратить время на то, что для них нерелевантно. И кажется, это будет первое поколение, которое сможет себе это позволить, – а все неинтересное возьмут на себя роботы. И здесь я сталкиваюсь с родительской дилеммой. Нас воспитывали, что Золушка была хорошая девочка, потому что целыми днями отделяла рис от пшена и не жаловалось на монотонную работу. Что хорошо иметь навык делать неприятное во имя чего-то большего. С другой стороны, все намекает на то, что в новом поколении победят увлеченные, креативные, с сердцем и умом одновременно. Значит, будем учить детей и живописи, и кодингу.
X, Y и даже Z могут, забывшись, купить воду в пластиковой бутылке. Но Альфу им надо воспитать с ощущением, что это ужас-ужас. Иначе сверстники с перекачанным моральным радаром могут ее не понять. Это мы виноваты – оставляем детям планету в очень плохом состоянии, и они настаивают на всеобщей социальной ответственности. У Веры в академии Ark Atwood после урока про вымирающих в Африке носорогов первоклассникам дали задание написать официальные письма в парламент – четко изложить проблему и предложить список действий.
Мы с мужем часто обсуждаем, как строить Верино образование, и у нас нет финального ответа. «Вера, а давай-ка почитаем?» – «Sorry, I have different priorities at the moment». Я верю, что у детей есть интуиция насчет того, как будет устроено будущее, и они сами нащупывают навыки, которые в этом будущем пригодятся. Вполне возможно, что родители при всей их образованности могут быть не лучшими советчиками. Уже сейчас в США треть рабочей силы занята во фрилансе, а согласно отчету Fujitsu, к 2025 году половина (!) людей в западном мире будет работать без привязки к конкретной компании. Журнал The Economist ввел в моду понятия gig economy и portfolio career. В Лондоне многие организуют свою карьеру именно так: две или несколько работ одновременно. Я, например, четыре дня работаю в офисе, а пятый тружусь на себя и очень радуюсь такому положению вещей.
Карьера ради карьерного роста – сомнительная для Альфы ценность. Доход будет зависеть от знания ситуации, от умения быстро включаться и создавать новую стоимость для бизнеса, а не от высоты должности. Умная Катя Зенькович из Knight Frank счастлива, что ее дочь в Notting Hill Preparatory School не зубрит главы учебника – там поощряется самостоятельный поиск ответов.
Гарантий трудоустройства будет все меньше, и Альфам придется всю жизнь переучиваться и обновлять свои знания. Очевидно, что это получится не у всех. Поэтому в Давосе в январе обсуждался единый универсальный доход – компенсация человечеству от роботов.
Не факт, что кто-нибудь когда-нибудь спросит у Веры диплом. Но мой приятель, консультант в области образования доктор Патрик Фуллик считает, что золотой стандарт сегодня – это английская школа, американский колледж и социальный капитал, наработанный семьей. Мы с мужем с ним согласны, но при этом понимаем, что и эта формула может скоро измениться.
От себя я в воспитание Альфы добавлю следующее. Физический тонус. Потому что 70% детей, родившихся в благополучных странах сегодня, будут жить свыше ста лет – пусть проживут эти годы в здоровом теле. И способность чуять фейк. У Веры в пять лет в академии уже были уроки о том, как отличать факты от сказок. Это сложно, но у нашей дочери на то, чтобы стать настоящей Альфой, есть время, британская система образования, либеральный американский папа и русская мать, которая держит нос по ветру наступающей сингулярности.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.