Американский режиссер Дэвид Линч, автор культовых фильмов «Твин Пикс», «Внутренняя империя» и «Маллхоланд драйв», написал книгу «Поймать большую рыбу». В ней он рассуждает о трансцендетальной медитации, которую практикует более 40 лет ежедневно, утром и вечером по 20 минут. Линч говорит, что эта практика позволяет заглянуть внутрь себя и найти там все ответы, расширить рамки своего сознания и в результате быть осознаннее, добрее, теплее, глубже. Мы публикуем главу из книги Дэвида Линча, где режиссер рассуждает о необходимости практики трансцендетальной медитации в школах.

Дэвид Линч: «Ученики, получившие этот навык, будут использовать его всю жизнь»

Техника трансцендентальной медитации – это практика, которая помогает расслабиться, избавиться от глубинного и накопленного стресса. Организм достигает уровня расслабления сознания намного больше, чем во время сна.

Я соглашаюсь на публичные выступления о трансцендентальной медитации ради детей.

Они страдают, и стресс настигает их во все более раннем возрасте. В результате сегодня появляются такие проблемы развития, о которых я никогда и не слышал.

В то же самое время я наблюдал, каких результатов можно достичь, если основывать систему образования на осознанности, это позволяет максимально использовать человеческий потенциал. В дополнение к общему образованию детей нужно обучать медитации, погружению внутрь себя.

Например, школьный директор из Вашингтона, доктор Джордж Разерфорд, ввел практику трансцендентальной медитации в трех школах. Там царило насилие, были случаи стрельбы и самоубийств среди учеников. Но после того как Разерфорд обязал всех преподавателей и школьников медитировать, агрессия пошла на спад.

Я знаю еще одного директора школы, Кармен Н’Намди из Детройта. Девять лет назад она ввела трансцендентальную медитацию в своей школе На-таки Талиба. Ученики медитировали десять минут утром и десять минут после обеда. И школа превратилась в благословенное место. Детям в ней хорошо, они счастливы, их отметки выше, а успехи по окончании школы гораздо заметнее.

Так что медитация реально работает. Чем интереснее учиться, тем больше информации ребенок берет из школьного курса.

Но знания – это факты и цифры, а хранилище для них – наше сознание. Как можно расширять границы своего внутреннего хранилища, если мы себя совсем не знаем?

Однажды меня пригласили на какой-то спектакль в школу Махариши в Айове, где практикуется образование, основанное на осознанности. Был холодный, дождливый вечер, и когда мне сказали, что постановку подготовили старшеклассники, я без особого энтузиазма подумал: «Да уж, длинный будет вечерок». Меня усадили в самый центр симпатичного маленького театра. И вот на сцену начали выходить ученики. Никто из них, конечно, не был профессиональным актером, это были просто дети из театрального кружка. Но я никогда раньше не получал такого удовольствия от спектакля. Мне всерьез показалось, что их игра куда лучше постановки на Бродвее, так как их лица были полны сознания, живого и растущего разума. Они очень слаженно играли, и их юмор всегда попадал в точку. За таких учеников можно не волноваться. Они уже само достаточны. В их жизни все получится, и они сделают этот мир лучше.

Мой фонд был создан для того, чтобы как можно больше детей смогли получить такой опыт. Мы собираем деньги и раздаем школам по всей стране для того, чтобы тысячи учеников смогли заниматься медитацией. Я не устаю удивляться, когда встречаюсь с такими детьми. Они совершенно устойчивы к стрессу.

Я занимаюсь этим не только ради самих школьников, но и ради всех нас, живущих на Земле, потому что наши сердца похожи на свечи. Мы можем наслаждаться ярким светом осознанности и передавать его огонь дальше. Я верю, это и есть ключ к миру на планете.

Если десять тысяч человек станут медитировать, вся страна почувствует эту волну мира и покоя. Настоящего покоя – гармонии и согласованности. В душе каждого человека свет осознанности рассеивает весь негатив. И мир в целом устроен точно так же.

Все больше людей сегодня узнают, что, медитируя, мы можем изменить окружающий мир к лучшему. И польза от этого не сиюминутна. Ученики, получившие этот навык, будут использовать его всю жизнь. Я сам видел, как, погружаясь внутрь себя, переживая трансцендентальный переход и соприкасаясь с Единым полем, люди открывали для себя, что мир вокруг прекрасен.

Это поле абсолютной осознанности, абсолютного знания и безграничного творчества.

Все, что я переживаю сегодня, постоянно возвращает меня к тому, с чего я начал: настоящее счастье внутри нас.