Единственные дети в семье всегда всё делают по-своему, не умеют делиться и, как правило, эгоистичны — такие установились стереотипы. Хотя последние исследования говорят, что это преувеличение. Так откуда взялись эти предрассудки?

Ещё в XIX веке американский педагог Юджин Боханнон опубликовал результаты опроса A Study of Peculiar and Exceptional Children 200 человек (для того времени это была новая форма проведения исследования). В нём он просил респондентов рассказать об особенностях характера всех детей, которых они знали.

В 196 случаях участники описали единственных в семье детей как слишком избалованных. Коллеги Боханнона согласились с результатами его исследования, после чего идея, что один ребёнок в семье — это плохо, широко распространилась в обществе.

Кроме того, в начале ХХ века считали, что воспитание без братьев и сестёр делает детей гиперчувствительными. Родители концентрируют все свои тревоги и страхи на одном ребёнке, и это делает его слишком восприимчивым. В итоге он вырастает слабонервным ипохондриком.

Однако данные Quantitative review of the only child literature: Research evidence and theory development, полученные психологом Тони Фальбо, опровергли эти утверждения. Она — единственный ребёнок в семье. И в своей работе утверждает, что наличие братьев и сестёр не гарантирует становление достойного человека.

В 1986 году Тони составила обзор более 200 исследований на эту тему. И она не обнаружила серьёзных различий между теми, у кого есть братья и сёстры, и теми, кто воспитывался один.

Зато оказалось, что у единственных детей в семье более крепкие эмоциональные связи со своими родителями.

Этот вывод подтвердило исследование Social Capital in the Health Development of Children 2018 года, которое провели Андреас Клок и Свен Штадтмюллер из Франкфуртского университета прикладных наук. Они проанализировали динамические данные примерно 10 000 немецких школьников, чтобы определить особенности характера первенцев в многодетных семьях и единственных детей.

Исследователи также изучали качество их отношений с родителями — этот показатель измерялся тем, насколько легко ребёнок мог обратиться к ним по сложным и важным вопросам.

В итоге 25% единственных в семье детей, сочли свои отношения с родителями позитивными. В семьях с несколькими детьми, первенцев, которые могли сказать то же самое, было меньше. На третьем месте по близости к родителям оказались средние по старшинству, а на последнем — самые младшие.

Несмотря на тесные связи с родителями, многие дети, выросшие без братьев или сестёр, сожалеют об этом. Это выяснили в 2001 году Лисен Робертс и Присцилла Блантон, когда попросили нескольких молодых людей вспомнить своё детство.

Кроме того, именно из-за отсутствия надёжного товарища в лице брата или сестры в дошкольном возрасте часто появляются воображаемые друзья, с которыми ребята играют и делятся переживаниями. Но беспокоиться из-за этого не стоит — такая игра развивает у ребёнка способность общаться с другими.

Однако всё же есть доказательства того, что единственные дети в семье менее склонны идти на компромиссы. Эти новые данные получили в Китае — там политика одного ребёнка диктовала правила планирования семьи почти четыре десятилетия.

Группа исследователей во главе с психологом Цзян Цю опросила 126 студентов, у которых не было братьев и сестёр, и 177 тех, у кого они были. Оценивались их мыслительные способности и личностные качества.

Единственные в семье дети показали худшие результаты в тесте на толерантность.

А согласно пятифакторной модели личности человека (FFM), такие люди характеризуются как конфликтные, недоверчивые, эгоцентричные и склонные к соперничеству.

Студентов также попросили пройти творческий тест креативности Торренса. Им нужно было придумать как можно больше оригинальных применений повседневным предметам, например, консервной банке.

Единственные дети в семье обладали более латеральным мышлением — им удавалось решать проблемы творчески.

Это может быть связано с тем, что, не имея братьев и сестёр, детям часто приходится полагаться только на себя. Поэтому они вынуждены стать изобретательными и находчивыми уже в раннем возрасте.

Но и это ещё не всё. МРТ-тесты выявили различия в структуре мозга. У единственных в семье детей исследователи обнаружили больше серого вещества в супрамаргинальной извилине — области коры, связанной с творчеством и воображением.

Однако при этом у них оказалось меньше клеток серого вещества в лобной доле. А эта область как раз отвечает за склонность к толерантности, способности понимать чувства других и контролировать собственные эмоции.

Влияние отсутствия братьев и сестёр зависит от того, сколько других возможностей есть у ребёнка для развития социальных и когнитивных способностей. В конце концов, они не отрезаны от социума: то же общение в детском саду способствует развитию коммуникативных навыков.

Хотя родителям, имеющим только одного ребёнка, придётся больше стараться, чтобы научить его делиться своими игрушками, книгами и вниманием взрослых, количество детей в семье не так важно, как создание спокойной обстановки и атмосферы любви.