Как и когда формируется уверенность в жизни человека, почему ее не нужно «воспитывать с детства», и что действительно надо делать, чтобы ребенок вырос уверенным взрослым, рассказал Сергей Данилов, CEO образовательной платформы Beehiveor, специалист в области нейробиологии, физиологии, биологии поведения и эволюционного поведения. Я подготовила для вас главные тезисы его выступления на Международной конференции демократического образования IDEC. И бонус! Полное видео выступления ученого – в конце статьи.

Наша уверенность зависит от ряда генетических и социологических факторов, которые формируются в разные возрастные периоды. Один из самых мощных периодов формирования уверенности – подростковый, когда рушатся нейронные связи и начинают формироваться новые, которые останутся на всю жизнь. В этот период формируется восприятие нашей внешности.

Чувство безопасности, уверенность в физической силе и привлекательности, компетентность – основные факторы, которые определяют уверенность и меняются с возрастом. Чувство безопасности формируется в семье с рождения. Уверенность в своей внешности, теле, красоте формируется в подростковом периоде. А компетентность нарабатывается всю жизнь.

Уровень компетенции – один из главнейших факторов уверенности в себе. Нужно работать над повышением своей экспертизы в каком-то деле, а не идти от обратного – стараться стать уверенным без опыта за плечами. Если действовать от обратного, у человека появляются психические заболевания и расстройства, о чем уже начинают переживать в США, озвучивая это как проблему с ожирением в свое время. Когда уверенность мнимая и за ней ничего не стоит, страдает психика.

 

О компетентности: как ее повышать

Экспертом в чем-то становится тот, кто постоянно ищет возможности для улучшения, а не просто практикует. Поговорка «Повторение – мать учения», возможно, работает при зазубривании стихотворения, но никак не помогает повысить профессионализм. Нейробиолог также опровергает правило 10 тысяч часов Гладуэлла, согласно которому любой человек может стать гуру в своем деле, если потратит на него 10 000 часов.

Ученые сравнивали мозговую активность водителя-любителя и профессионального гонщика. Когда гонщик садится за руль, его мозг активизируется гораздо сильнее и в разных участках, потому что он натренирован просчитывать разные ситуации именно за рулем. Любитель-автомобилист так сильно не включается. Он не инвестирует когнитивные функции в деятельность, потому они не становятся лучше, сколько бы он ни провел времени за рулем.

Часто мы обучаемся чему-то раз, а потом просто повторяем действие всю жизнь. Просто практика, просто повтор одинаковых действий никак не повышает нашу компетентность. Надо постоянно искать возможности, как улучшить то, что делаешь, а не просто практиковать, и тогда повышается экспертность, а за ней растет и уверенность.

 

Повышение компетентности: Цикл уверенность – компетентность.

У каждого есть Уверенность в чем-то – это дает стимул к – Подготовке – совершаем действие – Реализация – получаем и оцениваем результаты, показываем миру и формируем – Репутацию – получаем отклик, осмысливаем, и этот новый опыт формирует Уверенность. И так по кругу.

 

Индивидуальные способности

Природные способности – один из главных факторов успеха. Наши базовые нейробиологические способности откладывают отпечаток на время достижения чего-либо и на усилия, которые надо к этому приложить. Например, далеко не всем дано изучать иностранные языки. И считать, что все в равной степени на это способны – огромное заблуждение. Определяется эта способность исключительно особенностями мозга конкретного человека. Но что мы можем знать точно? Если человек выучил один язык, он точно сможет выучить и другие. Как ты ищешь свои индивидуальные способности и пути их раскрытия? Как применяешь свои способности? Вот правильные вопросы на пути к уверенности в себе.

Я могу сделать то, что возможно. Не могу сделать то, что невозможно. Главное, правильно оценить потолок своих возможностей.

 

Основа саморазвития – это избегание самодовольства и определение собственных возможностей и склонностей.

Генетика так сильна, что другого человека невозможно изменить. Его генетика зачем-то нужна.

Законы генетики:

  1. Все поведение людей – наследственное, зависит от генов.
  2. Эффект генов сильнее, чем эффект воспитания в одной семье.
  3. Вариабельность людей по сложным поведенческим признакам не объясняется ни генами, ни воспитанием. Они просто есть, как случайности.

Индивидуальность нужна, чтобы у нас была возможность адаптироваться. Ученые выделили порядка 600 (!) характеристик человека, и у каждого может быть что-то из них.  Каждый человек индивидуален.

Разобрать индивидуальные способности и найти им применение – вот цель образования.

 

Как оценить себя

Попытки оценить себя, свои способности и результаты, всегда понижают уверенность в себе. Мы по своей природе склонны занижать собственные заслуги. Причем эволюционно женщины всегда оценивают себя ниже мужчин.

Единственный способ трезво оценивать себя – это снимать честный слепок с окружения. Обратная связь от окружающих, фокус на оценке другими людьми, а не своей, помогает сформировать адекватную самооценку и преодолеть неуверенность в себе. И на основе этого строить свой путь. 

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — самосбывающиеся пророчества. Усредненные утвержденные параметры для оценивания, например, как оценки в школе, всегда говорят лишь о каком-то одном факторе. Но если мы начинаем только по ним оценивать человека, то вызываем этот эффект Пигмалиона, из которого человеку выйти крайне сложно.

 

Надо демонстрировать другим лучшую версию себя и свою уверенность. Обдурить людей несложно, даже если вы в душе чувствуете себя не очень уверенно. А оценки других людей зависят от уровня компетентности и доверия.

Мы определяем себя в будущем по достижениям, которые у нас есть сейчас.

Нельзя достичь каких-то результатов, если не показывать их. Показывать – важный этап для развития. Оценка ведёт к росту репутации, а оттуда появляется уверенность в себе.

 

Что человеку нужно для ощущения СЧАСТЬЯ:

✔️ Определенность, уверенность в своем будущем. Неуверенность в этом меняет все поведение.

✔️ Автономия, чувство контроля над событиями – базовая потребность человека, на уровне потребности поесть и поспать.

✔️ Связанность, ощущение безопасности и отсутствие враждебных действий.

✔️ Справедливость. Свобода, равенство, братство.

 

И обещанный бонус. Полная лекция-выступление Сергея Данилова на IDEC Ukraine 2019!