Три отличия границ и наказаний в жизни ребенка

Нейропсихолог Катерина Сорокина о тенденции путать понятия  "границ" и "наказаний". Тенденция опасная, потому что потом Три отличия границ и наказаний в жизни ребенкародители приходят к психологу с такими проблемами, как низкая самооценка ребенка, нарушения поведения и нежелание учиться. Прочитав статью, вы поймете, в чем разница, и к чему ведет наличие или отсутствие границ и наказаний в жизни ребенка.

Границы

1. Граница помогает ребенку очертить в первую очередь внутренний круг безопасного пространства возможностей. Возможностей: самостоятельного исследования, практики в освоенных навыках и сформированных функциях, знакомства с альтернативным выбором и возможными последствиями этого выбора. Таким образом здоровая граница помогает ребенку развиваться, удовлетворять базовый исследовательский инстинкт, дает мотивацию к обучению. Находясь в безопасном пространстве своей квартиры вы можете принять ванну, порисовать, сделать уборку или заняться кулинарией. Все в ваших руках. Можно конечно и погрустить, что муж уехал с вашими ключами на работу и вы не можете уйти. Но вряд ли ваша досада будет длиной в целый день и удержит вас от массы всего, чем вы могли бы заняться дома.

2. Граница всегда нейтрально окрашена в эмоциональном плане. Это знак "стоп", преграда, но не нападающий фрагмент окружающей ребенка действительности. Представьте себя в комнате. В ней есть стены. Вы можете попытаться пройти сквозь них в соседнее помещение. Стены остановят вас, но сделают это не нападая, без оценки вас, вашего намерения, результатов и даже возникших в следствие неудачи результатов. Вряд ли вы будете долго бороться со столь нейтральным оппонентом

3. Граница логически связана с решаемой ситуацией, а значит, будет носить доя ребенка обучающий характер, помогая понять логику и устройство окружающего мира. Это чудесно помогает в адаптации, развитии как социально-коммуникативных навыков, так и просто сообразительности, от которой вовсе недалеко до так ценимой сегодня креативности мышления.

Наказания

1. Наказание всегда обусловлено волей другого человека и направлено на подчинение. Таким образом у ребенка мало шансов научиться чему-то относительно себя, своих возможностей, вариантов решения поставленной задачи. И в будущем ребенок, воспитанный на наказаниях стремится в первую очередь найти того, кого слушаться, а не то, как найти выход. Здорово, конечно, когда он слушается родителя, но, к сожалению, очень быстро другие люди занимают место авторитетной фигуры, требующей подчинения, не всегда их требования бывают продиктованы интересами ребенка, вы же понимаете....

2. Наказание имеет эмоционально-негативную окраску, побуждая ребенка искать способ выйти из под эмоционального давления, вместо того, чтобы обогатить его жизненный опыт. Вспомните хотя бы себя, когда ваша мама звонит и говорит вам: "Ну конечно, я же тебе говорила...." Вряд ли вас интересует конструктивная часть ее высказывания. Сначала нужно спастись из под обстрела упреков.

3. Наказание связано не с ситуацией, а в первую очередь, с эмоциями наказывающего, с его оценкой и недовольством.

Чему же учится ребенок? 
Учится ли он прислушиваться к своим чувствам, анализировать уместность своих импульсивных желаний, возможные их последствия? 
Ни в малейшей мере!

Вся энергия будет направлена на оценку текущего эмоционального состояния родителей.

Ты сегодня не в духе? Устала?
Не буду действовать на прямую, лучше затаиться.

Хорошее настроение или чувствуешь себя виноватой, что поздно забрала меня из садика?
Супер! 
Время действовать по полной! Это ли не шаг к манипуляции, в которой дети бывают весьма искусны?

И конечно это лишь немногочисленная часть возможностей сравнить границы и наказания, но, вы уловили суть: границы учат и оберегают ребенка в то время как наказания учат его манипулировать, изворачиваться и ни в малейшей мере не приближают ребенка к пониманию себя или законов мироустройства.

Действительно важно понимать и осознавать последствия для ребенка от поведения родителей.
Или не важно?

Фото: goodfon