Эту неделю я провела с тринадцатью подростками от 10 до 15 на хуторе.

Я изучала их запросы и потребности, экспериментировала с подходами и форматами, чтоб понять – как с ними жить и работать? Что можно сделать, чтоб заинтересовать и мотивировать? Как выстроить отношения без потери своего ранга и веса? И как поддержать их во взаимодействии друг с другом?

 

Які вони, українські підлітки: про соцмережі, секс, алкоголь, спорт, довіру до батьків та друзів. Дослідження

 

Мы привыкли считать, что детям для счастья нужны развлечения и зрелища, уход и забота, что мы, как взрослые, знаем как лучше, а дети – лишь объект причинения этой опеки.

На самом деле дети устали. Они устали от того, что рынок образования и развлечений предлагает им 2 крайности – либо жесткая утрамбовка головы знаниями, либо желание угодить краткосрочными спецэффектами. 

Им нужны настоящие отношения и диалог. Они хотят слышать твое мнение, хотят озвучивать свое.

Они хотят работать со своими конфликтами и напряжениями, а не делать вид, что их не существует.

Они хотят пробовать новые способы и модели поведения, а не ограничиваться тем, что мама или учитель считают социально-приемлемым.

Они хотят искать себя и ценят любое пространство, в котором могут проявлять свой характер – разный, местами непростой, но свой.

Пространство, в котором их принимают в разных настроениях и состояниях, – самый большой подарок для них.

Вместо создания такого пространства, мы часто заполняем их умы и сердца своими травмами, стереотипами и предубеждениями. И потом удивляемся, почему они закрыты по отношению к нам и почему предпочитают виртуальный мир живому общению.

Им нужна субъектность. Они слишком привыкли существовать в среде, где они – объекты чьей-то заботы, работы или беспокойства. Они хотят быть признаны как равноправные субъекты в отношениях с миром.

Они хотят влиять на происходящее и быть услышанными. Чувствовать свою силу и распоряжаться ею.

Даже в простых вопросах, таких, как что одеть, что и сколько есть или на какой мастер-класс идти, им нужно пространство для маневра.

А вместо этого мы постоянно загоняем их в свою логику и диктуем условия. Мы же, как взрослые, лучше знаем.

Им важно учиться друг у друга. Они многое умеют и знают. Они более эрудированы в житейских вопросах и технологиях, чем их родители, учителя и застаревшие школьные учебники.

Они многому могут друг друга научить, если дать им время и пространство проявить себя. И если расстаться с привычной монополией взрослых на контент и смыслы. Они умеют выбирать нужное, и удивлять качеством расстановки приоритетов.

Если дать им возможность чувствовать и слышать себя, они знают что для них правильно. Надо лишь перестать мнить из себя самых умных и опытных экспертов в их жизни. И лучших учителей тоже. 

Им важно влиять на свое время и делать свой выбор. Из-за того, что дети практически постоянно находятся в графиках, упакованных для них взрослыми, они не знают как вести себя вне их. Поэтому побег в гаджеты кажется логичным и быстрым шагом из нечегонеделанья.

А ведь в самом ничегонеделаньи много смысла. В нем можно прислушиваться к себе, определяться с тем, куда и во что хочется нырять, создавать новые вихри активности и объединяться с другими. 

Самое большое и ценное, что мы можем дать подросткам это доверие.

Доверие взвешивать свои аргументы и принимать нестандартные решения.

Доверие быть собой и идти своим путем. Уже скоро они будут вырываться в него самостоятельно.

А пока они подростки, у нас, как родителей, есть еще совсем немного времени выстроить доверие. Именно оно делает возможным свободу, принятие, уважение и диалог.