Елена Вишнякова, эксперт по воспитанию и образованию

Аргументы «за» и «против»

Многие родители при каждой удобной возможности стараются продемонстрировать таланты своих детей — в гостях, среди друзей, коллег или на других публичных мероприятиях. А еще отличным способом демонстрации всех этих качеств могут послужить всевозможные конкурсы и соревнования. По сути, это уникальные площадки, где одаренные дети будут  услышаны и получат поддержку. А может ли конкурентная борьба нанести вред юному конкурсанту? Давайте рассмотрим все за и против. Итак, назовем самые главные аргументы «за»:

  • Конкуренция на конкурсах является дополнительным стимулом для развития.
  • Это уникальная возможность провести «срез знаний» ребенка, оценить его со стороны.
  • На таких мероприятиях ребенок приобретает новые навыки. Среди них: мастерство самопрезентации, коммуникации, публичные выступления, сценическая речь, а также преодоление страха сцены и публичных выступлений.
  • Дух соперничества, который присущ конкурсам, помогает ребенку поверить в собственные силы. Конкурсы – прекрасное средство для профилактики "синдрома самозванца", ребенок начинает верить в свои достижения и адекватно оценивать свои таланты и умения.
  • Достижения и победы помогают ученику завоевать уважение окружающих. Ребенок делает первые шаги на пути формирования собственной репутации, популярности и, возможно, медийности, а в перспективе и к старту успешной карьеры в выбранной области.
  • Всегда нужно помнить, что любой конкурс, в первую очередь, — нетворкинг. А в современном мире умение заводить знакомства полезный и необходимый навык.

Этот список позитивных аспектов можно продолжать, но для полноценной картинки необходимо также и рассмотреть угрозы, которые ждут детей во время участия во всевозможных мероприятиях. Итак, топ-5 аргументов «против»:

  • Участников много, а победитель всего один. Призовые места и награды достаются не всем. Родители небезосновательно побаиваются, что неудача, стресс от несбывшейся мечты и надежды стать победителем может погасить искорки способностей и талантов детей, сокрушить желание совершенствоваться.
  • Поражение могут больно ударить по самооценке, спровоцировать неуверенность в достижении цели и даже зависть к успеху других.
  • После провала ребенок может не только разочароваться в собственных силах и способностях, но и полностью потерять интерес к тому занятию, которому посвятил столько сил и энергии.
  • Любой конкурс или соревнование связаны с высоким уровнем стресса, в первую очередь, со страхом публичных выступлений.
  • Если ребенок проявляет себя в спорте, то неминуемы травмы, которые иногда могут не только перечеркнуть все перспективы в жизни юного спортсмена, но и нанести кроме физического, еще и большой эмоциональный урон.

Как же быть?..

Чтобы конкурс проходит в здоровой среде, дал конкурсантам не только конструктивную обратную связь, но и неоценимые по важности уроки, которым не учат в обычных школах, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, детей необходимо поддерживать, вне зависимости от результата. Только тогда формируется понимание, что победа не является единственной или главной целью состязания в конкурсной программе. Дети начинают гордятся собственным выступлением и участием. Радуясь успеху, они помнят, что это всего лишь мгновенное признание, и впереди еще много работы для огранки своего таланта.

Во-вторых, перед участием в любом конкурсе, на своего ребенка нужно посмотреть со стороны. Действительно ли он талантлив на столько, как вы думаете. Это поможет уберечь ребенка от неоправданного стресса и даст возможность более тщательно подготовиться к любому мероприятию, опираясь на комментарии и рекомендации незаинтересованного лица. Оценка талантов и умений будет более объективной.

В-третьих, принимая участие в любом конкурсном мероприятии, необходимо ориентироваться не на приз, а на возможность получения новых знаний и навыков. Рассматривайте это, как новую возможность, а не схватку. Кроме того, дети используют шанс посмотреть на себя со стороны, учатся контролировать свои эмоции, в том числе, негативные. И наконец, делятся своим умением и доброжелательно знакомятся с творчеством или достижениями других участников.

Как воспитать победителя

А теперь, когда мы детально разобрали все плюсы и минусы детских конкурсов, возникает логичный вопрос: как в детях взращивать таланты и стоит ли работать в нескольких направлениях одновременно?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь все очень индивидуально. Но я бы рекомендовала работать в нескольких направлениях. Это поможет расширить кругозор интересов вашего ребенка и спектр его увлечений, а среди них выявить талант или несколько. Но при этом нужно не перезагружать ребенка, выбирать для него не сотню кружков и секций, а кроме того, заниматься по каждому направлению систематично. Только тогда приложенные усилия дадут положительный результат.

И последнее, но немаловажное: необходимо быть последовательным и не менять постоянно увлечения ребенка. Понятно, что потребуется некоторое время, чтобы определить, что ребенку действительно интересно, а что является мимолетным хобби. Возможно, потребуется некоторое время для определения, что же на самом деле близко вашему ребенку и где именно он себя проявляет. Но не стоит каждый месяц менять репетиторов, занятия, кружки.

Развитие талантов ребенка – длительный процесс. Все это время родители должны быть внимательны к потребностям ребенка. На этом пути необходимо сохранять дружеские взаимоотношения с ребенком и поддерживать его. В будущем он будет вам весьма благодарен!