Образование будущего: как учить и учитьсяВладимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд», бизнесмен, писатель, провел мастер-класс об образовании будущего. «Освіта Нова» записала самые емкие цитаты.

Мировые тренды в образовательных системах мира

1. Будущее наступило, а мы с вами еще в прошлом.

2. Раньше была проблема с доставкой людей, а сейчас проблема с доставкой информации.

3. Мы видим, что нас опоясали бизнесы будущего. В моем личном списке больше 100 новых бизнесов, которые уже появились. А школа к этому не готовит.

Аналогично и с профессиями: через 10 лет половины текущих не будет, а школа делает вид, что их не видит. Раньше самой распространенной профессией была профессия факельщика. Это был огромный бизнес. Но появилась электрическая лампочка, и весь бизнес исчез. На наших глазах исчезает профессия судьи. Уже 90% простых юридических дел в США автоматизируются, останутся лишь 10% от нынешнего количества судей.

4. Современные мировые тренды в образовании таковы: от обучения знаниям – к обучению понимания, от уроков-предметов к урокам-кейсам, от офлайн – к онлайн, от общего к индивидуальному, от традиций к дизайну, от локального к глобальному, от процессов к результатам. Похоже, что мы в Украине плывем мимо трендов.

5. Если бы фермер, живущий в 19-м веке, вдруг попал в наше время, он бы удивился – комбайны, техника, автоматизация. Или доктор – медицина, фермерство, транспорт и многие индустрии изменились за 200 лет. Но только в школе все без изменений. Если бы учитель из 19-го века попал к нам, все было б ему привычным – класс, доска, мел. Система образования обречена на отсутствие изменений. А усилий для изменений прикладывается масса.

Образование будущего: как учить и учиться

6. 74% детей не хотят ходить в школу. 65% родителей недовольны школой. 78% не доверяют школе.

7. Я изучал вопрос с образованием в мире. Объехал 107 стран и увидел, что есть абсолютно разные системы. Но большинство из них производят 80% «брака». Я посчитал, что КПД системы образования – 20%. Это те дети, кому учеба пошла на пользу. Остальные – «отбракованная продукция». Скажите, хоть один бизнесмен смог бы вести бизнес с такими показателями?

Образовательная реформа и ее цель

8. Что делать? Надо изменить пропорцию в обратную сторону – 80/20. Те, кому школа не пригодится, будут всегда, но пусть они будут в меньшинстве.

9. Но реформа должна быть чем-то обусловлена. Цели реформирования образования во всех странах разные. США достигает цели мирового господства. Британия пополняет доходы бюджета, делает все, чтоб к ним приезжали из малоразвитых стран и привозили по 50 млрд фунтов стерлингов в год. Цель образовательной реформы в Сингапуре – развитие страны и каждого человека. Финляндия совершенствует систему образования, чтобы мы приезжали к ним смотреть и учиться, и привозили деньги. Польша стремится дотянуть уровень своей системы образования до европейского, потому что Европа дает гранты. Цель в Эмиратах – счастливая и прогрессивная нация. А в Украине? Сдать ЗНО. В Украине нет амбиций и высоких планок относительно системы образования.

10. Все бизнесмены перед запуском бизнеса изучают конъюнктуру рынка. И кажется, только система образования не слышала слова «маркетинг». Система может считаться реформированной, если у нее есть ответы на 7 ключевых вопросов:

  • Зачем учиться? Для компетенций и умений.
  • Чему учиться? Современному контенту.
  • Как учиться? Эффективными технологиями.
  • Где учиться? В новом пространстве.
  • У кого учиться? У учителей-коучей.
  • Как финансировать? Адекватно результатам.
  • Какой конечный результат? Высокая «стоимость» выпускника.

11. На вопрос, зачем учиться, во всем мире никто не знает ответ. Чтобы проводить время в школе с друзьями, использовать таланты, потому что родители сказали или это естественная потребность, чтобы сдать ЗНО, поступить в университет, овладеть навыками. Маркеров много. Но для каждой цели должен быть и разный контент.

12. Кто заказчики системы образования? Семья, государство, бизнес, вуз, ученик, наука, громада..? У каждого из них свои представления о том, кого учить, как учить и т. д. Но именно заказчики должны обеспечить две вещи: сформулировать требования (ТЗ) и профинансировать их.

13. Что надо, чтобы в школе прошли реформы? Всего три параметра: мотивированный директор, мотивированные учителя, мотивированные родители.

Контентный подход в образовательной системе

14. Учебная программа должна быть многомерной. Знания переходят от линейных систем к многомерным. Ребенок кроме знаний получает навыки, память, чувства и т. д. И такая система приносит детям радость, она не доставляет неудобств.

15. Новый набор знаний, который уже должен быть в школе: искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, информация, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровая биология и генетика, IT-медицина, квантовые технологии, кибербезопасность, охрана данных, робототехника, умный транспорт, возобновляемая энергия, доставка энергии, эко технологии, дистанционное обучение, эволюция преступлений, изучение космоса, 3D-печать, социальные сети, дроны, клонирование, глобалистика, программирование, квантовые компьютеры, криптовалюты, поведенческая экономика и богатономика, фильтрация информации, логистика, прогнозирование. Они должны вплетаться в предметы и кейс-уроки.

16. Контент должен зависеть от целей. Однозначно, сегодня знаний недостаточно. Если нам как потребителям важно, чтобы дети были умными, практичными, грамотными и функциональными, этому и надо учить.

17. Матрица знаний будущего выглядит так:

  • Математика и информатика.
  • Общечеловеческие ценности.
  • Жизненные ценности.
  • Язык и литература.
  • Науки, природа и человек.
  • Экономика и богатономика.
  • Личностный рост (уроки счастья и т. д.)
  • Спорт.
  • Искусство.
  • Практические навыки.
  • Отдых.

Как учить и учиться

18. Технологии могут быть разными. Но в 21-м веке существует один главный подход: «Больше знаний за меньшее время/ресурс/деньги». Выглядит как слоган, и он из бизнеса. Но к школе это не применяли. Современные образовательные платформы соревнуются между собой в таких параметрах: кто лучше знания упакует; кто их быстрее доставит; кто их настойчивей внедрит. Но факт в том, что то, чему учили раньше 3 года, сейчас можно освоить за 3 месяца, и высвободить время для освоения навыков, которым не учат в школе.

19. Учеба и жизнь должны быть совместимы. Что надо изменить в современной школе? Пространство, технологии, контент, кадры, управление, финансирование, оценивание. Человек осваивает новую систему легко, если она комфортная и позволяет достичь заявленной цели.