Osvitanova.com.ua

Случаи травли подростков в сети растут с каждым годом. Но пока взрослые отбирают у школьников телефоны, те не придут к ним за советом, как справиться с буллингом в интернете. Как школа может научить безопасному поведению в сети, в программе «Радиошкола» рассказала Юлия Плахутина, координатор проектов по образованию в области здоровья Института ЮНЕСКО по ИКТ в образовании.

Россия — одна из лидирующих стран в мире по числу подростков 13-15 лет, которые подверглись травле в сети. По данным европейского бюро ВОЗ, в 2013–2014 году Россия была первой по школьной травле среди детей в возрасте 11 лет. Кибербулингу в стране подвергается 11% мальчиков в этом возрасте.

Считается, что кибербуллинг более распространён в подростковых кругах, потому что дети активнее взрослых используют сетевые ресурсы для личного общения. Но на самом деле с онлайн-буллингом сталкивается около половины тех, кого травили в реальной жизни.

Если говорить о мировой статистике, с кибербуллингом встречались около 65% взрослого и юного населения, причём среди 9-16-летних процент столкнувшихся с сетевой травлей постоянно растёт. В 2010 году их было 7% от общего числа, двумя годами позднее — уже 12%.

Для подростков их виртуальный образ — неотъемлемая часть личности. Ребёнок, которого исключают из онлайн-жизни, переживает всё так, будто это происходит в реальности. Поэтому они настолько близко к сердцу воспринимают случаи, когда в сети кто-то посягает на их жизнь, личность и интересы. Но у взрослых, к которым ребёнок идёт за советом, всё наоборот: на первом месте стоит реальная жизнь. Из-за этого родителям и учителям бывает трудно понять, почему ребёнок так переживает, когда его кто-то обижает онлайн.

Когда человека последовательно исключают из совместных чатов, переписок, групп и онлайн-групп — это травля, причём одна из самых распространённых её форм. Зарубежные исследователи выделяют другие распространённые формы бойкота:

троллинг — самый известный вид кибербуллинга, когда обидчики пытаются намеренно вызвать у других людей негативную психологическую реакцию; аутинг, когда вопреки желанию человека в сети публично размещается личная информация о нём; фрейпинг, когда обидчик заполучает контроль над страницами другого человека и распространяет от его имени нежелательные сообщения. Сообщения с просьбой прислать пароль от аккаунта или перевести деньги на карту как раз относятся к фрейпингу.

Не любой акт издевательства считается травлей. Жертвой буллинга (хотя мы стараемся избегать слова «жертва», когда говорим о тех, кто подвергся травле) становятся те, над кем издевались несколько раз в течение последнего месяца. Социологи собирают эту информацию анонимно с помощью опросников.

Нужно понимать, что цифры в любых исследованиях кибербулинга, как правило, ниже, чем реальные показатели. Во-первых, ребёнок может просто не понимать, что учёные называют буллингом, даже если он каждый день получает угрозы от одноклассников. Во-вторых, постороннему человеку не каждый ребёнок расскажет, что его травят. Всё-таки прежде всего он должен признать и принять факт, что его буллят.

Родители и учителя обычно перекладывают друг на друга обязанность объяснять детям, как вести себя в интернете. На самом деле это ответственность и тех, и других.

Не стоит советовать не обращать внимания на тех, кто травит ребёнка в сети, или вовсе запрещать пользоваться интернетом. Именно из-за таких советов дети не идут к родителям со своими тревогами. Дети боятся, что их отругают, когда они просто ищут поддержки. Объяснить, что нежелательного собеседника можно просто забанить, можно и без назидательного тона.

Существует несколько простых рекомендаций для школ — они позволят создать в учебном заведении здоровый климат. Разве это не в её же собственных интересах?

Повышайте осведомлённость учеников. Не запрещайте пользоваться социальными сетями. Те, кто этого хочет, не перестанут этого делать. Вместо этого обсудите с учениками суть феномена кибербуллинга, но не идите от страха и испуга как главного посыла объяснения. Например, предложите ребятам назвать разные виды травли в сети, привести примеры и предложить способы их предотвратить. Таким образом школьники узнают больше о травле и пропустят этот опыт через себя, при этом не сталкиваясь с явлением лично. Научите ребят сообщать о травле. Объясните, что не нужно этого бояться. Они должны понимать, что если над ними кто-то издевается, то это нарушает их права. Опять же, они не должны бояться, что за жалобу у них отнимут телефон и запретят пользоваться интернетом. Повышайте осведомлённость учителей. Если школьника травят в сторис, он не пойдёт за советом к учителю, который не знает, что такое инстаграм. Чтобы помочь детям, нужно знать, о чём идёт речь. В США, например, подсчитали, что более половины учителей и социальных работников в этом плане были плохо подготовлены, чтобы помочь детям, запуганным в интернете.

Что стоит делать учителю, если к нему обращается ученик? Сперва дайте понять, что вы действительно вовлечены в его проблему и желаете помочь.

Спросите, что произошло и насколько часто это происходит. Если у ребёнка глубокие и серьёзные переживания, которые ведут к травме, стоит обратиться к психологу. Если ребёнок говорит, что по сети распространили его фотографию в обнажённом виде, то нужно обращаться в правоохранительные органы. Любые факты подобной травли надо документировать. Прежде чем ребёнок забанит агрессора, пусть сделает скриншоты переписки. Пройдите онлайн-курсы по предотвращению насилия в образовательных учреждениях. Курсы были разработаны в ЮНЕСКО, они содержат много методических материалов, а обучение бесплатное.

В России не судят за кибербуллинг. Правоохранительные органы ориентируются на уже существующие законы. Можно получить наказание за клевету, угрозу убийства, причинение тяжкого вреда или доведение до самоубийства. Единственная страна в мире, где можно получить не только штраф, но и тюремный срок за троллинг — это Новая Зеландия. За кибертравлю наказывают и в США.

Поширити у соц. мережах: