Что нужно знать и уметь руководителю образовательного пространства

В публикациях на Освіта Нова я буду затрагивать в том числе HR-вопросы. Начну с небольшого отступления. 10 лет назад меня назначили директором государственной школы. Как это казалось всем тогда, "миссия невыполнима": школа была на грани закрытия и в ужасном состоянии. У меня была куча идей и ноль денег их осуществлять, а еще уставший и разрозненный коллектив. Не знаю, откуда в мою голову пришла столь светлая мысль.

Когда первый шок прошел, я начала знакомиться с коллективом. Беседовала, анкетировала, анализировала. Прежде всего меня интересовали их мотивы работы в школе, потом ожидания и мечты. Оказалось, 90% из них любят свою работу и финансовый фактор не в первой тройке их ценностей.

На первом месте был моральный комфорт и удовольствие от своей работы, потом наличие развития и движения хоть в каком-то направлении... ну и дальше более приземленные организационные моменты. Я решила, что мне нужно пойти на учебу и я получила сертификат HR-менеджера.

Еще во время учебы, основная часть которой проходила по выходным и ночам, я стала внедрять инструменты, которым меня обучали, и они начали давать результат. Спустя 6 лет мы стали "Образовательным прорывом года", школа ежегодно зарабатывает 350 000 грн в виде работ и оснащения, ремонтов и реконструкций, я выиграла конкурс "Директор года" по городу Киеву. Этот опыт научил меня нескольким очень важным вещам, и я хочу поделиться ими с вами, поскольку именно благодаря команде этот проект стал успешным даже в условиях катастрофической нехватки ресурсов, сложной государственной машины и ... да просто никто этого раньше не делал!

Итак:

  1. Вы должны знать каждого и о каждом. Именно личное участие и понимание делает директора/основателя образовательного пространства лидером – человеком, который ведет за собой.
  2. Вы все внедряете собственным примером. Как вы можете требовать от других то, что не выполняете сами?
  3. Вы доступны и понятны. С вами можно поговорить, вы такой же человек, как и все. При этом вы имеете ответственность за весь коллектив, но слышите каждого.
  4. Вы не продавливаете решения сверху, а организовываете команду, включая ее в решение задач и управление, делая людей соучастниками и сотворцами новых креативных проектов.
  5. Вы обучаете команду. Потому что вы флагман, пионер, капитан, гуру... да как угодно назовите, но вы тот человек, который знает много, отслеживает новинки, тенденции и приносит их в коллектив. Как вариант, вы поддерживаете и поощряете креатив и инициативу других – это высший пилотаж, когда "движками инноваций" становятся члены команды. Обучайте команду разрабатывать стратегии и внедрять проекты. У них есть куча идей, от вас им нужна поддержка и вера, что у них все получится.
  6. Вы не тянете все на себе, а делегируете полномочия. Один человек, даже самый талантливый, не может все делать сам. К тому же, выполняя несколько обязанностей, ваш результирующий КПД будет самого низкого ранга из выполняемых функций.
  7. Вы признаете свои ошибки. Человек не может знать все, это тоже нужно признать. А еще важно давать право на ошибку себе и окружающим. Здесь важно правильно "отработать" потом эту ошибку, чтобы минимизировать последствия.
  8. Хвалите сотрудников, отмечайте их заслуги публично. Критику отмените вообще. Назовите это "Давай подумаем, как сделать этот проект/урок/ивент лучше!". Приучайте команду не критиковать, а предлагать улучшения и в корректной форме.
  9. Вы никогда не останавливаетесь в развитии. Тогда и коллектив будет двигаться за вами. Воспитайте в себе и в людях привычку к самообразованию и прокачке скиллов.
  10. Уважайте и цените каждого своего "бойца". Да, именно!, потому что вы с ним в связке, как при восхождении на Говерлу.
  11. Создайте и контролируйте правильную систему прохождения информации в команде. Это очень важно, иначе вы будете терять связь с реальностью. Каналов должно быть несколько, чтобы была гарантия 100% прохождения информации.
  12. Если не знаете, как поступить в сложной ситуации, где на чашах весов моральные обязательства и производственные задач, – поступайте по закону. Никогда не пожалеете! Эмоции схлынут, как отлив на побережье, и при этом повылазят наверх все подводные камушки и острые ракушки, о которые можно порезать ноги.
  13. Стройте планы и включайте в этот процесс команду. При этом у вас прояснится в голове, и наступит порядок в вопросах: "Кто?", "Что?", "Когда?", "Сколько?" и "Как?" Для команды это возможность осуществлять желаемое, видеть цели, мерять их, сравнивать ожидаемый и фактический результаты.
  14. Делайте "разгрузочные дни" и "угощения плюшками". В работе должен быть позитив, иначе команда эмоционально выгорит и начнет действовать механически.
  15. Любая организованная группа людей становится социальной системой. Один из основных законов ее существования – это стремление к состоянию покоя. У вас должен быть запас немонетарных стимулов и мотивации, чтобы ваше образовательное пространство в целом и каждый участник команды в частности развивались.
  16. Меряйте удовлетворенность и вовлеченность членов команды. Довольный сотрудник – продуктивный сотрудник.

Этот список я могу продолжать еще долго. Приходите на встречу Клуба Директоров 11 октября, в 17.00 по адресу ул. Мейтуса, 5-А, лицей "Лико" поговорить о том, каким должен быть руководитель образовательного пространства и как ему построить команду мечты. Подробности и регистрация здесь.