Первая рабочая встреча в США и сразу с образовательной легендой – соучредителем Teach for America Венди Копп. Учась в элитном Принстонском университете, Венди наблюдала за тем, как представители топовых фирм рыскали по кампусу, выискивая наиболее перспективных студентов и пытаясь убедить пойти на работу в их компанию. Но никто никогда не пытался убедить лучших студентов пойти работать учителями. Пораженная почти сюрреалистическим абсурдом ситуации, Венди в качестве дипломной работы решила доказать, что многие из студентов ее поколения ищут возможности взять на себя значительную ответственность, что сделает мир лучше. И что многие из этих людей выбрали бы профессию учителя вместо более финансово привлекательных вариантов, если бы существовала мощная организация учителей-лидеров. 



Так, в 1990 году, возникла Teach for America – организация, поставившая своей задачей искать лучших выпускников топовых университетов и убеждать их проработать два года учителем в бедных городских и отдаленных сельских школах Соединенных Штатов Америки. С тех пор более 50 000 новых учителей стали участниками программы только в США, а подобные организации, объединенные в коалицию Teach for all, появились в почти 50 странах по всему миру: от Германии и Китая до Украины и Афганистана. Исследования показывают, что учителя-участники Teach for all дают ученикам значительно лучший уровень образования, чем среднестатистический учитель, преподающий в соответствующем районе.

Самая невидимая проблема в образовании – недостаточное лидерство на уровне учителей и общин

Венди предлагает мне встретиться в обычном Starbucks. Она говорит о том, что самая невидимая проблема в образовании – недостаточное лидерство на уровне учителей и общин, чтобы воплотить любую даже самую лучшую реформу образования. Все идеи об изменениях учебных планов и способов преподавания разбиваются о простой факт: на местах некому все это воплощать. Именно поэтому Teach for all уделяет столько внимания культивации лидерства в образовании. Этот вызов не по силам одним только учителям – для его успешного решения в изменениях в школах должны активно участвовать родители, местные власти, бизнес, социальные работники и даже медики. 

Что все мы, как общество, должны сделать, чтобы создать образовательную систему будущего? Венди говорит, что ответ на этот вопрос начинается с откровенной дискуссии всего общества о том, в каком состоянии находится наша образовательная система и какой мы хотим ее видеть через 30 лет. Какие вызовы и возможности встречают учеников на входе во взрослый мир, который мы им оставляем? Какими мы хотим видеть наших детей через 30 лет? А после этого посмотреть на современное состояние нашей школы и честно ответить себе: может ли образование в нынешнем его виде помочь нам воплотить то будущее, которое мы хотим для наших детей? И если нет, то что в нем нужно изменить? Потому что будущее нас и наших детей через 30 лет вырастает на образовательных решениях, которые мы принимаем сегодня.