В своей работе финансовым консультантом я концентрируюсь на поиске решений. В связи с тем, что часть моих клиентов – собственники частных детских садиков, клубов и школ, мне понятны проблемы, с которыми они сталкиваются. А как маме мне близка и понятна позиция родителей, которые выбирают для своих детей негосударственные учебные заведения. Родителям хотелось бы меньше платить за услугу или же больше получать за свои деньги, а собственнику, очевидно, зарабатывать больше и меньше тратить при этом.  В данной статье мне бы хотелось прояснить для родителей «почему ж так дорого» и насколько это дорого или нет на самом деле.

Затраты на открытие образовательного заведения 

Мамы и папы, придя в частный детский сад или школу сразу обращают внимание на внешний вид помещения, на материально-техническое оснащение, на вопросы безопасности, питание и т. д., и только потом интересуются организацией учебного процесса. Наиболее продвинутые родители имеют свои чек-листы, интернет в этом отлично помогает, и садик или школа проходят тот еще родительский и потребительский контроль.

Расходы собственника включают помимо оснащения включают затраты на методическое обеспечение учебного процесса, ведь мы же хотим, чтобы ребенок получал современные знания в доступной форме, чтобы ему было интересно учиться и, чего уж там, ожидаем от него хороших результатов. Учеба учебой, но дети всё-таки дети и им нужно и поиграть, и порезвиться и всё это тоже должно быть на современном уровне. А значит это еще один плюс к тем вложениям, которые должен сделать собственник прежде, чем сад или школа откроют свои двери для детворы.

Вот и выходит, что на самом старте уже нужно как минимум 20-30 тыс. долл. Но если честно, то все 50 тыс. долл. И это до открытия!

Структура текущих расходов

У садика или школы, как у любой компании, есть свои постоянные издержки, т. е. расходы, которые нужно покрывать даже тогда, когда ваш ребенок не ходит в садик! У вас ветрянка, грипп или рождественская поездка в Европу, а у собственника аренда, зарплата, коммунальные и реклама. Это значит, что даже минимальная заполняемость садика должна гарантировать собственнику покрытие таких расходов, иначе это убытки и очередные дополнительные вложения.

А заполняемость садика – это отдельная тема, ведь никто не отменял карантины, эпидемии, морозы и т. д. и, даже когда в договоре мы соглашаемся с полной оплатой даже в случае болезни или карантина, то всё равно же хочется попросить о скидке, ведь правда? А если есть возможность и желание побыть с ребенком дома, то можно же месяц и не походить, так же? Вот и выходит, чтобы элементарно покрывать свои расходы собственник должен установить адекватную своим расходам стоимость.

Частный сад или школа тоже бизнес

частный садик, центр развития или школа тоже бизнес. а это значит, что у собственника должна быть прибыль. Да-да, прибыль –это не только «много денег для собственника», а прежде всего источник развития самого бизнеса! Самые нехитрые подсчеты и минимум финансовой грамотности позволяют получить примерную стоимость, например, абонемента полного дня +/- 9 000 грн. без питания. Сколько-сколько? Именно столько! Вы скорее всего платите меньше. В чем «прикол» уже второй вопрос, на который я бы хотела ответить.

Как бы странно это ни звучало, но многие из собственников частных садиков, школ и клубов не подходят к своему делу как к бизнесу, для них это скорее всего решение глобальных социальных вопросов – воспитание нового поколения, новые знания новым детям и т. д., обычно про бизнес, т. е. про прибыль, в этот период думают единицы. А еще есть уверенность в том, что если другие так работают, то и у меня должно получиться. Что же выходит на самом деле?

Вечно дотационные проекты

В действительности у многих собственников образовательных проектов – это не бизнес, а вечно дотационный проект. Так часто случается с молодыми мамами, которые решение открыть сад связывают не с коммерцией, а, например, с нехваткой мест (или качеством предоставляемых услуг) в госсадике или школе. В их сад/школу ходят их дети, дети друзей, знакомых… Прибыли тут не то что нет, спасибо, что нет видимых убытков. Что я имею ввиду, когда говорю о видимых, какие бывают еще? Есть еще так называемые скрытые убытки.

Скрытые убытки

Скрытые убытки выражаются в искусственном занижении затрат. Владелица, она же администратор, она же маркетолог и она же бухгалтер, а з/п или не получает вовсе, или что-то символическое, типа 3-5 тыс. в месяц. Воспитатель, она же сестра родная, например, еще няня и английский проводит, и танцы, и еще что-то. Тут уже совсем без з/п не выйдет, поэтому ей платят какой-то минимум, мотивируя тем, что твой же малыш к нам ходит. А еще оргтехнику «подарил» муж, за аренду через раз платит тоже он, ибо выручки может не хватать даже на это, ведь цены минимальные, это ж «не для бизнеса». Так вот эти все «уменьшенные» расходы и есть скрытыми убытками, ведь если их оплачивать по справедливой стоимости, то денег не будет хватать еще больше. Почему так получается? А потому что не бизнес…

Что делать тем, для кого свой образовательный проект все-таки бизнес

Что же делать тем, у кого это всё-таки бизнес? Тем, у кого работают не родственники и платит не муж, тем, кто платит справедливую стоимость аренды и з/п, кто платит налоги. Им в сложившейся ситуации трудно. С одной стороны, конкуренция в виде проектов с заниженной стоимостью услуг, с другой стороны родители, не готовые, и часто морально, а не материально, оплачивать реальную стоимость услуг, а с третьей они, которые УМЕЮТ создавать качественный продукт и хотят не просто решать социальные вопросы, но и зарабатывать при этом. Выходит такой не простой треугольник.

Мне, как финансисту и руководителю, очевидно, что цена на качественные образовательно-воспитательные услуги точно не может быть низкой, поскольку это более чем ресурсоёмкий продукт. А это значит, что совсем скоро не должно остаться тех, кто осознанно, а часто несознательно, демпингует. Рынок функционирует таким образом, что цену определяет «встреча» спроса и предложения, при этом цена как минимум должна быть не ниже точки безубыточности, тех самых постоянных издержек. Так или иначе с рынка уйдут НЕпредприниматели и неплатежеспособные родители. Это позволит оставшимся участникам предлагать качественный продукт по адекватной цене, тем самым иметь возможность решать и социальный вопрос, никто же не запрещает выделять определенное количество мест в садике именно для социальных нужд.

Кому-то может показаться, что я оправдываю высокую стоимость услуг, что есть вещи, важнее денег и т. д. Да, деньги это не цель, это средство. Да, нужно решать социальные вопросы и учитывать вопросы платежеспособности своей ЦА, но работа с цифрами, на эмоции уже не обращаешь внимания. И цифры говорят очень уверенно и спокойно – цена должна быть выше. Возможно, в недалёком будущем, участники этого рынка договорятся между собой о каких-то минимальных тарифах и разработают основы ценовой политики для этой сферы. Тогда все будут в примерно равных условиях и спрос на их услуги будет определять прежде всего качеством и репутацией. Пока же, очевидно, что для многих НЕпредпринимателей это «игра в бизнес», которая часто дорого обходится и родителям и тем, для кого это всё-таки бизнес.

Тех, кто рассматривает свой образовательный проект как бизнес, и кто хочет управлять финансами своего бизнеса профессионально, приглашаю на консультацию. пишите мне в ЛС на Фейсбуке https://www.facebook.com/newfinproject.