17 мая в Киеве состоялся финал национальных соревнований для школьников по моделированию "умных" устройств Steam House, в котором я выступил одним из членов жюри. На конкурсе участники представили около 100 идей, 10 из них стали финалистами. Среди проектов финала: "умный кран" ученика Михаила Сирого из города Горишни Плавни — изобретение открывает воду, когда в "поле зрения" датчика появляется человек. Проект "система для компенсации утраченного зрения" Игоря Шибко из города Днепр. Устройство оснащено датчиками и оповещает о препятствии с помощью голосовых сообщений через наушники. А также такие hardware-проекты: "Умный холодильник", "Умный чемодан", "Умный класс", "Умный замок", "Интеллектуальный протез руки", "Добыча воды из воздуха", "Система слежения за Солнцем".

В первую очередь поражает актуальность и новизна детских изобретений. Этим ребятам можно посулить успех в бизнесе, если юные стартаперы продолжат активную работу уже по рыночным правилам.

Сегодня украинский бизнес готов не просто поддерживать детей менторством и подарками, но и инвестициями в подобные разработки. Многие прототипы уже сейчас заслуживают финансирования, а через год-два их можно запускать в серийное производство. Те идеи, те изобретения, что предлагают инженеры-школьники ­­- это же решение реальных повседневных проблем, актуальных в любой точке земного шара. Такие проекты могут завоевать мировые рынки, несмотря на глобальную конкуренцию.

Первое, что необходимо детям и их наставникам — максимально изучить и просчитать экономику разработок. А далее смело обращаться в украинские компании и организации, особенно IT-индустрии, за поддержкой, за консультациями, и в том числе не боятся запрашивать средства на доработку проектов. И всячески доказывать — это все серьезно, а не детская игра.

Второе. В школьном обучении необходимо делать еще больший акцент на практику, находить и всячески поддерживать прогрессивные умы и активно искать инженерную элиту Украины на различных конкурсах, олимпиадах, хакатонах. И делать это не ситутивно, а целенаправленно, систематически.  

Третье. Детям не стоит останавливаться, если не повезло в этот раз, и далее участвовать в конкурсах, чтобы заявить о себе, найти меценатов, спонсоров, и в дальнейшем продвигать и внедрять свое изобретение. Не прекращать изобретать, ведь очень часто требуется много времени на устранение неполадок, и именно на этом этапе из-за неспособности бороться, многие сдаются, так и не закончив разработку творения.

И очень важно предлагать только актуальные вещи, которые принесут пользу обществу, а сам изобретатель получит огромное удовольствие, что способен внести вклад в развитии мира, усовершенствовав жизнь человечества и вселенной.