Говорят, что где-то далеко, в некоторых глухих деревнях отсталой Европы, ученикам в школе не задают домашние задания. Однако наша советская, а потом и российская педагогическая наука давно доказала бесспорную пользу повторения пройденного на уроке материала в домашних условиях. И раз уж жить и строить светлое будущее нам предстоит в этой стране, то и от этой прогрессивной школьной практики никуда не деться.

Судьба уберегла нас и нашего ребёнка от поступления в лучшую гимназию района, и дочка ходит в третий класс обычной общеобразовательной школы. А так как в нашей небольшой семье достаточно людей, «измученных нарзаном» советской системы образования, для дочки у нас есть несколько простых установок, касающихся школы.

  1. Нам не важно, какие у тебя оценки — любим мы тебя не за оценки и независимо от них.

  2. Мы не делаем с тобой домашнее задание и не контролируем его выполнение.

  3. Все оценки, которые ты получаешь, — это твои оценки, причём это не оценки тебя, а оценка твоих знаний на момент ответа.

  4. Счастье человека, равно как и успех в жизни, в общем-то не сильно зависит от того, какое образование он получил.

Получается, что школа не становится центром жизни ребёнка. Помимо этого есть музыка, рисование, английский, ролики, друзья, игры и всё остальное (так что вопрос о праздном шатании и беспризорности отнюдь не стоит).

С таким подходом, конечно, бывают разные оценки (и плохие, и хорошие), но это нас не сильно волнует. С другой стороны, отсутствие контроля со стороны взрослых вырабатывает самостоятельность и ответственность за полученный результат. И пока что всё идет хорошо: итоговые оценки в дневнике только четвёрки и пятёрки. Понятно, что это третий класс, но с ростом сложности предметов ребёнок тоже растёт, так что надеюсь, дальше всё будет на должном уровне.

Такая «бесконтрольность» отнюдь не означает отсутствие интереса и помощи с нашей стороны, если она необходима. Но помощь эта никогда не выражается в выдаче готовых ответов и записей их под диктовку.

Когда ребёнок спрашивает совета, мы стараемся подсказать путь решения или объяснить суть задачи, а не давать готовый ответ

Такое, честно говоря, тоже бывает, но только в редких случаях, когда времени мало, а результат очень важен для её эмоционального спокойствия. То есть когда я вижу, что сейчас случится истерика, то, конечно, сдаюсь под напором накатывающих слёз, но пока это случалось достаточно редко.

Уроки в школе начинаются в 8.30. Нам повезло — школа находится практически во дворе, так что выходим из дома минут за десять до начала уроков. Двадцать минут на одеться/собраться, так что все утренние дела надо закончить к восьми утра. И вот тут самое интересное — домашнее задание ребёнок делает утром, до школы.

Началось всё почти случайно, когда в очередной раз в девять вечера после целого дня, заполненного школой, музыкой и роликами, уставший ребёнок на грани истерики заявил, что в гробу она видела эту нашу школу в общем и всякие домашние задания в частности. Только истинный садист мог в тот момент продолжать разговор о уроках. Мы договорились лечь спать, а на следующее утро проснуться пораньше и сделать уроки до школы. Утром ребёнок не без условного «пинка», но всё же был разбужен в шесть, за пару часов сделал все уроки и спокойно пошёл в школу.

Через пару дней ситуация повторилась: опять целый день школьных и внешкольных активностей и полное отсутствие сил у ребёнка и родителей на домашнее задание. В итоге спать мы легли около десяти вечера и проснулись в шесть, чтобы успеть всё сделать к восьми. Пока ребёнок делал уроки, жена спросила меня «зачем ты мучаешь ребёнка ранними подъёмами?». Отвечая ей, я в шутку стал придумывать и перечислять все преимущества такого способа выполнения домашнего задания.

  • Ребёнок поставлен в жёсткие временные рамки, поэтому растягивать удовольствие и тратить по 3-4 часа на решение двух задач, написание пяти предложений и чтение трёх страниц текста просто не получится.

  • Ребёнок только что проснулся отдохнувший и полный сил, поэтому объективная и субъективная усталость не являются поводом саботировать процесс.

  • Ребёнок сконцентрирован на уроках, его ничего не отвлекает от этого увлекательного занятия, взрослому не надо стоять рядом и постоянно возвращать его в реальность с требваниями «делать уроки, а не отвлекаться на всякую чушь».

  • И вообще, рано вставать — это полезный навык.

Говоря всё это шутя, я вдруг подумал, что приведённые аргументы действительно звучат очень логично. Так родилась мысль провести эксперимент и попробовать делать уроки по утрам (что ещё заботливому родителю надо — только дай над ребёнком поэкспериментировать). Благо, что дочке идея тоже пришлась по душе. Жена не возражала — всё для блага цивилизации. Классного руководителя я тоже уговорил лишних двоек на время эксперимента не ставить, если вдруг всё выйдет из-под контроля. Был апрель, до конца занятий оставалось немного, и мы решили недельку позаниматься по утрам.

В итоге всю следующую неделю, а потом и до самых каникул мы домашние задания делали по утрам. Первое время уроки делали вместе, потом постепенно я стал уделять этому меньше внимания. По результатам года эксперимент был признан успешным, пару раз мы не справились с объёмом заданных уроков, и ребёнок ходил в школу не до конца подготовленным, но в целом успеваемость не упала, переутомления не появилось, истерики по поводу домашнего задания прекратились.

В начале следующего учебного года дочка сама сказала, что хочет делать уроки по утрам и мы продолжили эту практику. По прошествии нескольких месяцев из эксперимента это переросло уже в осознанное действие, и сейчас, помимо указанных преимуществ, я заметил другие положительные моменты.

  • Вечернее засыпание превратилось из часового укладывания, уговоров, метаний и чтения книг в ритуал, который редко когда занимает больше десяти минут. Особенно это было удивительно в самом начале — настолько велика была разница между ноющим ребёнком, который никак не может уснуть и ребёнком, который уже после трёх минут чтения книги, мирно сопит в своей кровати.

  • Вечером, когда все другие дети заняты выполнением домашнего задания, мы можем пойти погулять перед сном и подышать свежим воздухом. Тут конечно, есть нестыковка. Ребёнку хочется погулять со сверстниками, но не безрыбье и родители — компания для прогулок.

  • Домашние задания превратились из повинности в небольшую часть ежедневного цикла, а если их быстро сделать, то ещё остается время, чтобы посмотреть мультфильмы.

  • По утрам вставать уже намного легче. Конечно можно услышать «я не выспалась» и хмурое настроение, но происходит это чаще всего от того, что накануне вечером не удалось лечь вовремя. При соблюдении режима ребёнок к назначенному времени уже готов и встаёт сам без лишних уговоров.

Сейчас мы продолжаем вставать в шесть утра и следующий шаг — научить её самостоятельно пользоваться будильником, потому как далеко не всегда получается самому соблюдать режим и ложиться спать хотя бы к полуночи, а утренние истерики «почему ты меня не разбудил вовремя, я теперь ничего не успею» ничуть не лучше вечерних.

Кроме того, есть задания, которые за пару часов не делаются — сочинения, доклады, презентации и прочее. Такие вещи лучше отслеживать заранее, чтобы не пришлось в утренней спешке с википедией наперевес стряпать очередную презентацию про города Золотого Кольца или особенности бурятской культуры.

Ещё одна сложность — выходные. Как бы это странно не звучало, но они всё портят: не будешь же ты ребёнка в выходные поднимать в шесть утра (по-хорошему бы так и надо, но учитывая количество друзей и гостей, которые в девять вечера ещё и не думают уходить, а также другие соблазны выходного дня — лечь спать, чтобы выспаться к шести утра практически нереально). За выходные режим сбивается и не получается в понедельник будить вовремя: восемь часов сна всё-таки ребёнку нужны. Тут нас спасает опять же то, что школа у них обычная и заданий на понедельник задают мало, так что можно разбудить и в семь, а иногда и в полвосьмого.

Ну и конечно же тревоги о будущем. Сейчас это третий класс — задают немного и утром получается успевать, потом объём работы будет больше и не факт, что всё будет получаться. Не знаю, как оно будет дальше, во всяком случае у неё всегда есть возможность отказаться и делать уроки после школы. Хотя я и убеждён, что больше полутора-двух часов тратить на домашние задания в любом классе бессмысленно.

Понятно, что в подростковом возрасте сложно будет соблюдать режим и вся эта «утренняя идиллия» может закончиться, но пока всё идёт хорошо, а навык раннего подъёма и концентрации усилий на выполнении конкретной задачи никогда лишним не будет (равно как и ответственность за полученный результат). Вопрос ведь не в том, чтобы у тебя всегда было сделано домашнее задание, а в том, чтобы ты получал удовлетворение от того, чем в данный момент занимаешься.

Фото: Shutetrstock (WAYHOME studio)