Ирина Браницкая, основатель демократической школы Papaya School, побывала на конференции EUDEC (Conference 2017) в Париже, и делится своими размышлениями о сути «демократии» в образовательном процессе.

Иная система образования, тотально отличная от той, к которой мы привыкли, которая отличает личность от массы.

С системой демократического образования я впервые познакомилась лично на конференции в Израиле. Эта система мне показалась очень кардинальной и слишком… другой. Да, она слишком другая, и мы можем годами утверждать, что наше общество к ней не готово, учителя не готовы, родители не готовы, дети не готовы. Точнее не так - дети будут счастливы, они как раз единственные, кто готов, но родители не готовы встретиться с первыми результатами. Пропущенные занятия, тотальное неподчинение, какие ещё ужасы рассказывают? Все время в планшете, стопроцентный пропуск всего что можно пропустить, упущенные возможности.... Это точно будет. Вопрос: «Как это можно встретить, чтобы этот период был наименее болезненным для всех?» Guys, common!

Это просто вопрос, который нужно решить и все.

Разве есть вопросы, которые решить невозможно? Для каждого это будет своё решение, но его найти точно можно.

Демократическая школа учит доверять ребенку, давать ему возможность развиваться природным путем, учитывая пространство вокруг, культуру, которую он безусловно, впитает, его интересы и особенности, его сильные стороны и зоны роста.

Когда я впервые узнала про Самерхилл, я не очень поддерживала идею, что дети живут в школе неделю. Но теперь понимаю, что в этом тоже есть смысл. Если мы говорим о демократии, она должна быть везде. Не только в школе, где ее организовали взрослые, которые верят в демократию, а вечером дома ребенка ждёт другая реальность, ближе к тоталитаризму. В таком случае две системы конфликтуют. Без последовательности в этих вопросах, целостную личность воспитать сложно. Это ещё один вопрос: «Сколько дней ребенок может проводить в школе, как помочь ему организовать пространство так, чтобы достичь этого самого развития, которое начинается с себя?» Ещё один вопрос, решить который нам тоже помогут дети. Да, они выберут тот вариант, который им в данный момент подходит. Согласимся ли мы с их решением? Ещё один вопрос о возможности демократии в семье.

Демократия – это не право выбирать президента и кричать потом на площади, что мы про него думаем. Демократия это ответственность, это обязательства, это свобода, рождённая в культурном сознании. Вот это и есть основная задача, которую перед собой ставят большинство демократических школ.

Мне нравится, что Яаков Хетх называет эти школы не «демократическими школами», а «школами для демократического общества». Потому что так оно формируется. На принципах, культуре, ответственности и обязательствах. 

Готовы ли мы к нему? Вопрос, который каждый должен себе задать. И, наверное, это важный шаг в воспитании детей.

 Украину можно легко сделать площадкой для новых школ разных форматов

«Дети постоянно включены, им интересно, никто не уходит»

Колонка Ирины Браницкой, основатель демократической школы Papaya School