С чего же начать…

Для начала скажу, что демократические школы Нью-Йорка категорически отличаются от демократических школ Израиля. Они более….демократические.

Мало детей, нет фронтального обучения, нет учителя перед классом, нет четкого расписания. Больше похоже на нашу Papaya school , и мне это нравится.

Первая школа в которую я пришла, называется Pono. Поно это традиционная для Гаваев концепция, которая обозначает баланс во всем, что мы делаем, и вдохновение. Пожалуй, это точное определение всего, что мы там увидели.

Школа существует 7 лет и создана родителями - образователями. Мейс и Кейт. в школе учится 14 детей разных возрастов. От 2 лет до 12. Школа растет вместе с детьми.

Мы пришли в школу утром, когда все дети уже собрались и проводилось занятие. Джулианна предупредила нас, что это не обычное занятие, потому что многих детей и учителей нет - многие болеют.

Необычное занятие это интересно. Хотя сказать, что у них там есть обычные, я не могу…. При словах “дети за партами и учитель перед доской” Джулианна громко смеется: “Нет, у нас тут никогда такого нет”. Это правда. За партами дети сидят, когда хотят рисовать, например, или когда вот очень нужен стол. Все время дети на полу сидят, лежат, пишут, читают. Еще есть стол примерно 20 см высотой, на котором тоже можно много делать, не вставая с пола. На стенах развешано много плакатов, которые рисуют сами дети и учителя.

Мы попали на урок литературы и задание для пар было представить, что у детей берут интервью на темы, как писать песни, как писать музыку, как это, быть певцом. У каждой пары своя тема. Занятие длилось час, вступительная часть была минут 10, остальное время дети работали самостоятельно в парах. Две девочки забрались в уютную нишу в стене, кто-то сидел между стеной и батареей, кто-то по центру пола. Дети свободно задавали вопросы, а Джулианна направляла их мысли.

Джулианна музыкант и учитель языка и литературы. Что такое музыка? Писать музыку – это челендж? А писать слова сложнее или легче? Подумай про настроение в тексте, а какие эмоции может передавать песня? Что нужно знать, чтобы писать тексты песен? Можешь попробовать?

У детей задание: коротко написать тезисы для освещения темы, по ним пишется интервью. На разный возраст разные вопросы. Еще она предлагает прилагательные, которые ребенок может использовать в тексте.

Занятие по языку. Дело даже не в методиках…. это просто талант учителя и все. У нее не было девайсов, даже книг. Белый плакат и фломастеры, пишем буквосочетания разными фломастерами, пишем примеры слов, составляем слова из карточек. Дети постоянно включены, им интересно, никто не уходит.

В этой школе, как и в других демократических, дети сами выбирают, что учить. Нет обязательных предметов, нет обязательной программы. Учителя придерживаются программы, но всегда следуют интересам детей.

Учебный год разбит на периоды по 9 недель. между которыми 3 недели каникул, то есть  понятия учебный год тут нет совсем. Есть учебный непрерывный процесс.

На каждый период отдельно прописывается программа, которая учитывает пожелания детей. Это могут быть вообще любые пожелания - поехать на ферму или в химическую лабораторию, научиться различать камни, изучить геологию, изучить Египет. Мейс и Кейт стараются удовлетворить 90% пожеланий. На следующий период будут другие.

В школе очень часто работают временные учителя, которые приходят 1-2 раза. Это может быть профессор египтолог или программист, или еще кто угодно. 2 дня в неделю дети проводят вне школы - экскурсии, поездки в офисы компаний, изучение мира вокруг.

Очень много времени дети проводят на улице, они почти живут там.

Все, что здесь происходит относительно обучения, происходит благодаря детям – они формируют программу и всегда учат, что им интересно, а потом сдают экзамены, если хотят.

Относительно поступления в колледжи, все интересно. Есть экзамен, SIT, который сдают некоторые дети, чтобы поступить в некоторые колледжи.  Не все колледжи требуют этот экзамен. Для поступления часто нужно портфолио ребенка!!! Эссе, работы, проекты, достижения, отзывы учителей, а иногда нужен экзамен, к которому эти дети подготовлены гораздо лучше, потому что они это сами выбрали.

Украину можно легко сделать площадкой для новых школ разных форматов. Интервью Ирины Браницкой.

 

Колонка Иры Браницкой о школах США