Data?1533802545

Готовность образовательных систем к вызовам будущего обсуждается уже не первый год. Если проанализировать, в какой мере цели образования и методологии, компетенции и установки преподавателей, сами процессы соответствуют друг другу, становится очевидным, что образовательная система дисфункциональна во многих аспектах. Вместо подготовки к будущему современные школы самоотверженно готовят ко дню вчерашнему.

О реалиях

Модель «конвеерного образования» была создана в Индустриальную эпоху для масштабной подготовки рабочей силы через освоение навыков, необходимых тогда в экономике. Нужно было готовить к постоянному подчинению, к исполнительской (не творческой) работе, к умению работать по шаблону, к стандартизированным надолго рабочим процессам и т.д.

В современной ситуации глобальных и не возвратных социально-экономических изменений, такая модель не актуальна и признается всеми заинтересованными сторонами как разрушенная. Каждый элемент образовательной модели это «сообщение», которое несет образовательный посыл для учащихся, определяет условия и результаты обучения. Эти элементы включают и поведение преподавателя (есть самый умный, кто знает, что нужно делать и как это делать), и организацию учебной среды (необходимо в одно время освоить определенный объем информации всем ученикам), и содержание учебных программ (стандартные задания на основе шаблонов на сегодня составляют основу процесса обучения), и результаты обучения (устаревший набор знаний, совершенно не востребованный в будущем).

Мы не сможем научить людей сотрудничеству и совместной работе, если учим их работать по отдельности и вынуждаем соревноваться друг с другом за оценки. У нас не получится развить эмпатию и эмоциональный интеллект, если весь процесс социализации концентрирован исключительно на когнитивных способностях, исключая эмоции. Мы не в состоянии научить людей учиться всю жизнь, уметь ставить и достигать целей своего обучения, если с самого первого класса лишаем их возможности самостоятельно исследовать, не даем возможность формировать индивидуальную адаптивную учебную программу, убивая стремление следовать за своим интересом. Если наказываем за несоответствие абстрактным критериям успешности.

О поиске альтернативы

Я, как мама трех прекрасных сыновей, всегда пыталась максимально эффективно использовать существующие наработки школьной образовательной системы. Но уже к выходу в школу третьего ребенка, слишком поздно, если честно, поняла, что не могу ждать. Ведь школа сформирует моих детей и это мощнейший потенциал для их развития. Обучение в школе занимает много времени, а объем знаний минимален по сравнению с информацией, которая сейчас детям доступна. Более того, я не могу позволить им заработать комплексы «несоответствия». Не могу позволить осваивать навыки притворства, отсутствия инициативы, умения отключать функцию слушания, развивать навыки бездумного списывания.

Образование является неотъемлемой частью жизни – творчества, игры, работы, семьи и любых человеческих дел. В VUCA мире нельзя переложить ответственность за собственную жизнь и жизнь моих детей исключительно на внешние силы. С двумя младшими мы ушли в экстернат два года назад, создав альтернативную школу Generation 22. Формат нашей альтернативы – живой.

Будучи доцентом университета, работая всю жизнь с образовательными процессами, я поняла, что есть вещи, которые я не смогу не учитывать. Так, программу «Стандарт», которую, не смотря на ее спорность, мои дети все равно должны будут сдавать.  Все мы проходили подготовку к поступлению в вуз. Так почему, зная, что официальную программу любого года школы мы можем с репетитором освоить за пару месяцев, мы не используем этого на постоянной основе?

Если еще в начале ХХ века ведущие педагоги утверждали, что наиболее эффективным и для обучения, и для формирования ценностных норм являются малые группы, мы усиленно сгоняем детей в большие классы, способствуя их де-индивидуализации.

Мы создали очень живой и гибкий формат в школе. У нас колоссальный багаж изученных подходов к школьному образованию. С командой мы пошли по пути формирования нашей, уникальной программы. Мы готовы экспериментировать и меняться, если наши гипотезы не подтверждаются.

О школе Generation 22

Это школа, в которой дети учатся быть самостоятельными, принимать решения и брать на себя ответственность за свою жизнь. В команде школы 25 амбициозных, энергичных учителей, влюблённых в преподавание и науку, среди которых 13 кандидатов наук и аспирантов готовых меняться и бросать вызов, в том числе, и себе. 15 тренеров работают с гармоничным становлением молодого поколения новой эпохи. В классах до 7 учеников, это позволяет реализовать по-настоящему индивидуальных подход и, что очень важно, в таком формате нет тех, кто тихонько посидит пока другие учатся, задействованы все, каждый ученик в команде важен.

В школе внедрена и успешно работает авторская система мотивации. Мы твердо уверены, что детей нужно не заставлять учиться, а мотивировать. Мы включаем самомотивацию используя проектный и командный подходы, объединяя работу с большей свободой в ее реализации. Мы геймифицировали процесс оценивания и в течении недели ребята получают баллы, которые аккумулируют (если где-то не доработал или получил меньше баллов, можно добрать по тем предметам, где чувствуешь себя уверенно). Потратить баллы можно по разному, решение принимает сам ученик. Обучение проходит в формате интенсивов, в день изучаешь два предмета. Английского и математики по 5 часов в неделю (это два интенсива). Пятница – это день soft skills, который полностью посвящён дополнительным курсам и тренингам.

Одним из любимых форматов работы среди учеников Generation 22, является выполнение проектов. Прошлый год ознаменовался – профориентационным каналом на YouTube, а этот соцопросом «Школа глазами подростков». Ведь именно реальные кейсы прокачивают реальные навыки. В этом году мы также запускаем очень интересную программу для старшей школы. Обязательно будет подготовка к ЗНО (в команде у всех есть опыт и хорошие результаты учеников на тестировании), а кроме нее вводим 4 блока. Начинаем с профориентации (никаких тестов, только осознанный выбор), далее развитие собственного дела (индикатором успешности будут действующие бизнес-проекты учеников), еще будет ораторское искусство и блок по личностному развитию (ведь все навыки XXI века именно об этом).