Поговорим с вами о так называемых «слезах тщетности».

До определённого возраста плачущего ребенка можно отвлечь, рассмешить и т. д.

НО! В определенный момент, когда ребёнок становится старше (2,5-3+), осознанней, а слёзы приобретают реальный характер негодования, так поступать не стоит.

Да, легче предупредить начинающуюся истерику, договориться, пожалеть или заранее продумать (что делать, если...), но если она началась или ребёнок просто сильно расстроился/разозлился/испугался, то не стоит подавлять эти слёзы.

Ведь ребёнок трёх лет, если уже и впал в состояние истерики, то скорее всего он плачет из-за того, что проживает какую-то внутреннюю вселенскую несправедливость. А может разочарование? А может бессилие? И между прочим эти чувства становятся сильными и более осознанными именно в таком возрасте, так как это возраст первого «нащупывания» своего «Я».

В общем, дошкольники встречаются с фрустрацией, разочарованием, бессилием гораздо чаще, чем мы, взрослые, или те же самые школьники (у них и опыта побольше, и возможностей и нервная система покрепче).

И дети своё негодование выражают по-разному:
- кто-то злится,
- кто-то кричит,
- а кто-то плачет...

Слезы тщетности – это слезы грусти и горя от того, что что-то идет не так, как они хотели, но изменить они ничего не могут. Не стоит запрещать детям плакать или пытаться отвлечь их в этот момент, ведь тогда они:
а) не научатся проживать грусть (будут подавлять это чувство);
б) не смогут увидеть в родителях принятие (а это так необходимо каждому из нас);
в) не научатся утешать себя.

А для безопасного развития ребёнка (и прекращения регулярных истерик в том числе) важен опыт родительского утешения. И я понимаю, что крайне сложно держать себя в руках, когда у ребёнка эти истерики и слёзы случаются постоянно, когда нет времени на себя или просто устали.

Поэтому:
1. Заботимся о себе.
2. Помним о том, что дети плачут не из вредности, а из-за того, что в данный момент они реально глубоко несчастны.
3. Ребёнок не взрослый, он может (часто) что-то не понимать, забывать или просто делать, так как хочется (это заложено природой, проверка границ)
4. Дети не хотят быть плохими, самое страшное для них – это потеря родительской любви.
5. Нервная система ребёнка только развивается, как и мозг. Например, до 5-7 лет ребёнок не может испытывать смежные чувства (сестра меня конечно бесит, но она же моя сестра и я ее люблю). Дошкольник испытывая эмоцию, испытывает только ее (например, только злость, забывая о том, что к этому объекту он питает и другие чувства) и в полном объёме.

Принимая слёзы тщетности мы помогаем ребёнку адаптироваться. Адаптироваться к ситуации, где есть родительские границы, есть запреты, правила и многое другое, что поначалу может вызывать у ребёнка огромное разочарование и печаль. И это нормально. Раз за разом, ситуацию, которая когда-то провоцировала слёзы и печаль, будет становится все более приемлемой, выносимой и понятной для ребёнка. А в один прекрасный день «это» перестанет быть поводом для слез и истерик.

А у вас получается принимать слёзы ребёнка?

Читайте также

Мама, а ты меня любишь
Как научить ребенка достойно проигрывать
Почему дети не реагируют на слова родителей

 

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: