Виктория Шиманская

Психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков».

Польза раннего развития сильно преувеличена

Статистика сегодняшнего дня неприятно впечатляет: завышенные требования родителей, отсутствие условий для свободной и непринуждённой игры, дефицит внимания и опеки со стороны взрослых. В итоге получаем ежедневный стресс, а в начальных классах школы — ежечасный.

Ребёнок, физически не способный выполнить поставленные перед ним задачи, постоянно сталкивается с демонстрацией недовольства, порицания и даже с наказаниями со стороны взрослого. Всё это вгоняет его в такое нервное напряжение, которое может привести к сильному неврозу и даже к детской депрессии.

Этот подход не только не способствует развитию, а напротив, негативно влияет на здоровье, естественные биохимические процессы мозга, развитие когнитивных и морфологических структур.

Это шаг назад в развитии.

Особенно страшным для ребёнка является стресс временного ограничения. И с ним ежедневно сталкивается большинство ребят в младших классах. Уравнивание всех детей под один стандарт развития исключает индивидуальный подход. Учитель ждёт от каждого ребёнка в классе выполнения задания за определённый промежуток времени, в который могут уложиться далеко не все дети. В итоге ребёнок запутан и запуган последствиями.

Страх является превалирующей эмоцией у детей дошкольного и раннего школьного возраста — такие неутешительные результаты были получены в ходе исследований<a href=»http://www.ivfrao.ru/science/publications/almanac/2015/almanac_4_2015.pdf» target=»_blank»>Альманах «Новые исследования»</a>, проводимых Институтом возрастной физиологии РАО под руководством Марьяны Безруких. А всё потому, что мы забываем: все дети индивидуальны, разница в развитии часто может достигать двух лет. Так, несмотря на то что ребёнку уже восемь, развитие его способностей может быть на уровне шестилетнего возраста. И это нормально, данный факт необходимо принять и постоянно учитывать.

Требования должны соответствовать развитию

На умственную деятельность и готовность ребёнка к познавательному процессу влияет развитие нейронных связей головного мозга. И если раньше считалось, что после трёх лет такое развитие прекращается, то сегодня научно доказан совершенно иной факт: активное создание нейронных цепочек происходит до девяти лет, при этом некоторые участки коры головного мозга могут развиваться и до 25 лет.

Человек, постоянно подпитывающийся новой информацией, делающий для себя новые открытия, может развивать в себе эту способность до самой старости. Исходя из этого можно сказать абсолютно точно: после трёх поздно не будет.

Расхожий миф о том, что после трёх лет уже поздно, не имеет никакого отношения к действительным темпам развития ребёнка.

Среди особенностей развития головного мозга нужно обратить внимание на лобную зону, которая отвечает за волевую самоорганизацию человека. Этот участок полностью формируется только к 9–10 годам. Не зная этого, многие родители жалуются на то, что ребёнок несобран, не старается, неусидчив. На самом деле ответ находится на поверхности: он просто ещё не созрел для самоорганизованной деятельности.

Каждое наше требование к ребёнку обязательно должно соответствовать его этапу развития. По теме могу порекомендовать книгу Голдберга Элхонона «Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация», там эти вопросы раскрыты очень подробно и широко.

Формула здорового детства

Однако всё сказанное выше вовсе не означает, что с ребёнком не нужно заниматься. Напротив, заниматься необходимо, но подходить к этому вопросу с совершенно иной стороны.

Единственно правильная формула раннего развития, способная создать условия для здорового и счастливого детства, включает в себя физическую активность, развитие речи и работу с эмоциями (EQ).

Физическая активность

Физическая активность, а именно любимый вид спорта, дворовые игры, активная свободная игра — это важный момент в познании себя, в определении границ своих возможностей и управлении ими. Так обретается уверенность в своих силах и способностях.

Развитие речи

Развитие речи создаёт основу для возможности обучения чтению. До 4–5 лет необходимо говорить с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории по картинкам. Исследования в этой области показали, что всего 10% родителей регулярно читают ребёнку. Это необходимо исправлять, легко и непринуждённо учить ребёнка излагать свои мысли и правильно понимать чужую речь и только потом учить его чтению.

Работа с эмоциями

Третья, но не менее важная составляющая формулы — эмоции. Это важнейшая часть нашей жизни, и работа над пониманием эмоций и управлением ими помогает нам достигать своих целей, решать сложные задачи, адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и мотивацию других людей, умение трезво оценивать ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом легче находит общий язык как со взрослыми, так и с ровесниками, у него лучшие показатели успеваемости, он спокоен, уверен в себе и всегда позитивен.

5 верных шагов для раннего развития ребёнка

Вот очень простой, понятный, а главное, работающий план из пяти шагов, адаптированный для развития детей раннего дошкольного возраста. Каждый из этих шагов ребёнок проходит в лёгкой игровой форме, и каждый шаг является прочной основой для следующего.

1. Осознанность. Я чувствую

Осознанность — это понимание всех пяти органов чувств. Для развития осознанности можно использовать «Коробочку эмоций». Возьмите любую коробочку и сложите в неё вещи, напоминающие определённую эмоцию. Например, прочувствуйте вместе с ребёнком радость всеми пятью органами чувств:

  1. Зрение: мы испытываем радость, когда смотрим на яркое тёплое солнце.
  2. Слух: звук колокольчика настраивает нас на позитивное, радостное ощущение.
  3. Вкус: вкус шоколада или любимого мороженого может ассоциироваться с радостью.
  4. Обоняние: аромат клубники.
  5. Осязание: поглаживание любимого животного также приносит нам радость.

Такая практика поможет вашему ребёнку различать эмоции и понимать, какие чувства и ощущения они приносят.

2. Мотивация. Я хочу

Научите ребёнка не бояться всего нового, а наоборот, стремиться к непознанным эмоциям и впечатлениям. Делайте приятные сюрпризы, неожиданные выезды в новые места, покажите этот мир с позитивной стороны. Так ребёнок сможет открыться своим желаниям и научится ставить перед собой цели.

Мотивация очень важна для развития личности, а именно наши желания и цели мотивируют нас на новые достижения.

3. Самооценка. Я могу

Для формирования самооценки и уверенности в себе начинайте с постановки маленьких выполнимых задач. Например, убраться вместе в комнате или научиться кататься на велосипеде.

При этом обязательно отмечайте и проговаривайте все успехи и способности своего ребёнка. Создание таких маленьких целей и их достижение поможет ему обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. А это значит, что впоследствии он не побоится решать и более сложные задачи.

4. Интеллект. Я знаю

Существует прекрасная игра «Семь видов контента» для расширения кругозора. Суть в том, что вы выбираете любую тему, которая наиболее интересна вашему ребёнку, и вместе с ним открываете её с семи разных сторон.

Допустим, ваш ребёнок увлекается динозаврами:

  1. Чтение: найдите интересную адаптированную литературу о мире динозавров. Устройте час чтения.

  2. Рисование: нарисуйте вместе с ребёнком динозавров или густые джунгли, в которых они обитали.

  3. Лепка: слепите динозавра.

  4. Фильмы: посмотрите интересный документальный фильм или мультфильм на эту тему.

  5. Театр: подключите фантазию и разыграйте сценку с героями из доисторического мира!

  6. Плакат: создайте вместе большой плакат с названиями и фотографиями динозавров.

  7. Палеонтологический музей: отправьтесь туда, чтобы оценить масштаб и особенности тех далёких времён.

5. Самореализация. Я делаю

Заведите дневник достижений и обязательно записывайте туда все успехи вашего малыша.

Помогите ребёнку на практике использовать освоенные знания и умения. Реализация полученных навыков в жизни позволит ему осознать всю ценность и пользу проделанной работы.


То, насколько успешными и эмоционально гармоничными будут наши дети, во многом зависит от нас самих. Очень важно помнить, что цель родителей — научить своего ребёнка быть прежде всего счастливым. Погоня за модой и желание создать вундеркинда — это опыт, причём чаще всего негативный. Просто любите своего ребёнка, опекайте его и цените, чтобы в будущем он так же мог любить, опекать и ценить собственных детей.