Как раскрыть талант ребенка, почему лучше, чтобы родители делали с ребенком домашнее задание, зачем и когда нужно стартап-образование и какие три главных навыка нужны детям в современном мире, нам в интервью рассказал Шай Пирон, почетный президент Ukrainian Global School, экс-министр образования Израиля (2013-2014)

Не все родители могут позволить себе частную/альтернативную школу/домашнее обучение. Но что они могут сделать, чтобы смягчить негативный эффект от обычной районной школы?

Преимущества обучения в частных школах неоспоримы. Новые инновационные методы, индивидуальный подход, условия обучения, материально-техническая база таких учебных заведений. По разным причинам частные школы могут позволить себе не все родители. Но каждый родитель может взять пример из частного обучения и внедрить что-то новое, доступное и подходящее именно для своего чада. Главное, не пытаться изменить все и сразу. Лучше выбрать один из предметов и оттачивать на нем новый подход.

Согласитесь, довольно просто и бюджетно дополнить обучение собственного ребенка просмотром тематических роликов на ютюб-каналах или прослушиванием подкастов, которые будут интересны современным школьникам. Такой подход легко можно использовать для обучения иностранных языков или истории.

Сейчас много говорят об индивидуальной траектории развития/обучения детей. Как это реализуется в UGS и что нужно об этом знать (и делать, начиная с 1-го класса) осознанным родителям?

Если у вас три ребенка, вы же с каждым разговариваете по-другому, учитывая его характер или возраст. Одну и ту же информацию, тему для обсуждения, задание вы шестнадцатилетнему сыну и, например, семилетней дочке будете рассказывать совершенно по-иному. Точно так же должно быть и в школе. Ведь дети одну и ту же информацию воспринимают по своему. У каждого ребенка есть индивидуальное восприятие. К каждому ребенку нужен отдельный, уникальный подход.

Это мы и делаем в Ukrainian Global School. Мы реализуем в школе методику с применением тьюторства. Когда интересы, способности, таланты ребенка раскрываются и реализуются под чутким руководством наставника. И этот подход дает свои плоды.

Одна из учениц нашей школы благодаря такому методу обучения уже реализовала свой первый проект – подготовила к показу собственную коллекцию одежды. Еще один индивидуальный проект в сфере энергосберегающих технологий сейчас разрабатывается другим учеником. И, повторюсь, реализация этих проектов стала возможной только благодаря индивидуальной траектории развития и обучения каждого из наших учеников.

Вы придерживаетесь мнения, что образование – это глобальное понятие. В UGS вы идете по программе НУШ, но при этом вводите подходы и традиции образования других стран. Как это реализуется на практике, приведите примеры.

Конечно, у нас есть программа, которая соответствует требованиям профильного министерства, но кроме этого мы применяем в обучении подходы и опыт других стран. В Ukrainian Global School мы развиваем навыки, которые необходимы каждому ученику в современных условиях. Расскажу о трех самых значимых.

В первую очередь это инновации. Мы понимаем, что советский подход устарел и совершенно недопустим в современном мире. Необходимо выйти за рамки традиционной системы образования. Расширять границы, думать шире – именно это необходимо современному ребенку.

Второй навык – это сотрудничество. Мы учим наших детей, что они не одни в этом мире. Что только сотрудничество с другими поможет в реализации планов и достижении результатов, ведь вместе можно многого достичь.

И третий, тоже немаловажный навык, – мы всегда напоминаем – нужно мечтать. Человеку мечты дороже еды. Когда человек стремитcя воплотить в жизнь свою мечту, рутина исчезает, и он не чувствует себя роботом.

В школе вы инициировали программу профориентации и стартап-образования. Значит ли это, что современная прогрессивная школа должна помогать ребенку с профориентацией уже с первого класса?

Стартап-образование – это основная отличительная черта нашей школы. За время учебы ребенок приобретает навыки, учится на примере реального бизнеса – получает необходимые инструменты, чтобы к окончанию школы подготовить собственный стартап. Задача этого подхода – получить практические навыки и использовать их в жизни, а не накапливать теоретический багаж знаний. Мы повторяем, что стартап – это не бизнес и не отдельная компания, а определенная модель видения. 

В каком возрасте, по вашим наблюдениям, современные дети уже могут реализовать свой потенциал, и как на это реагировать родителям (настаивать на учебе или поощрять зарабатывание денег?

Здесь нет однозначного ответа. Ведь сегодня ваш ребенок может интересоваться одним, а завтра – совершенно другим. Необходимо давать возможность выбора, не ограничивать круг интересов и увлечений. Тогда ребенок найдет свой путь и начнет реализовывать свой потенциал. Но все хорошо в свое время. Ведь шанс стать успешным баскетболистом в 12 гораздо выше, чем в 25. Примеры Джобса и Цукерберга показывают, что нет единого правильного сценария для всех.

В вашей школе есть лидерская программа. Расскажите подробнее о ней.

Сейчас многие стоят на распутье: воспитывать лидеров или адаптировать ребенка и учить жизни в коллективе. Возникает некий конфликт. Но мы уверены, что оба подхода можно совместит и извлечь максимальную пользу для ученика. Ведь сегодня мы не живем в эпоху королей, когда за любое несогласие с лидером ты мог потерять голову. Я бы сравнил это с работой кабинета министров, где каждый министр отвечает за определенную сферу деятельности, ту, которая максимально соответствует его талантам. И вместе все они при взаимодействии и поддержке, могут достичь отличных результатов, принимая ответственность за решения в своей сфере и будучи лидером в своем направлении. 

У вас шестеро детей, были явно разные ситуации. Что вы говорите ребенку, если он не хочет идти в школу? Если у вас таких ситуаций не было, то какой бы вы дали родителям совет, если ребенок просит оставить его дома, потому что устал или боится контрольной, например.

Я даю возможность выбора. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Если он не хочет идти в школу, то раз в 1-2 месяца можно ее пропустить. Можно заменить школу на поход в кино или музей. Думаю, это позитивнее, чем уговаривать или конфликтовать с ребенком по этому поводу. Но повторюсь еще раз, это допустимо в качестве исключения, а не каждый день.

Ну и последний вопрос, с которым сталкиваются родители в нашей стране – уроки с детьми-младшеклассниками, дети не воспринимают родителей в качестве учителей, да и не каждый родитель – учитель. Кто-то приглашает дополнительно учителя делать домашнее задание, а кто-то портит отношения с ребенком. Как правильно поступить в такой ситуации.

Я придерживаюсь мнения, что совместные занятия родителей и детей более правильны. Ребенок чувствует поддержку родителей и вовлеченность семьи в его образовательный процесс. 

В завершении хочу подчеркнуть.  Родители и преподаватели, частные и государственные школы должны подстраиваться под современные реалии. В современном мире не нужно пытаться быть как все и ориентироваться на шаблоны. Главное – видеть в ребенке индивидуальность, помочь ему реализовать свой потенциал.