Как всего за 10-15 минут в день улучшить речь, память, внимание ребенка и помочь ему в обучении, рассказала в рамках фестиваля KidsClubForum Марина Вострова, тренер по развитию эмоционального интеллекта, арт-коуч, системный семейный психотерапевт, психолог, тренер по развитию эмоционального интеллекта.

Согласно данным журнала «Американской психологической ассоциации» (APA), согласно которым в наше время среднестатистический школьник во время обучения испытывает такой уровень тревожности, как среднестатистический психиатрический пациент в начале 50-х. Марина Вострова говорит, что к такой ситуации привел ряд факторов, в частности,
образовательная система и увеличение потока информации.

Помочь ребенку немного успокоиться и расслабиться, стать более успешным в обучении и жизни, может образовательная кинезиология. Эту методику мире уже используют в школах и садиках, выделяя на само занятие по несколько минут в день.

Дети учатся естественным образом, когда есть свобода движений, возможность исследования и взаимодействия с миром, забота и связь. Пол и Гейл Деннисоны искали способы помочь детям лучше развиваться и обучаться. Их решением стала образовательная кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

 

Пол Деннисон провел исследование в школах. Оказалось, что после выполнения некоторых очень простых движений, которые «заводят» мозг, дети через полгода начинали читать, писать, улучшались их когнитивные способности, внимание, память и они реже подвергались стрессу. 

 

Как это работает?

Разные движения тела приводят к тренировке и развитию разных участков головного мозга.

Неокортекс, или новая кора головного мозга, отвечает за рациональную обработку, творчество, духовность, язык, логику, когнитивные процессы. Эта часть мозга отвечает за такое поведение, как осознанность, адаптивность, нормальная работа когнитивных функций, общение, самоуспокоение. В систему упражнений кинезиологии, направленных на стимуляцию неокортекса, включены голова, сердце, мелкая моторика.

Когда работает неокортекс – возможно эффективное обучение.

Средний мозг отвечает за эмоциональные действия, такое поведение, как мобилизация (нападение/бегство), движение. Упражнения системы на ноги и руки как раз тренируют этот участок мозга.

Мозговой ствол отвечает за инстинктивные действия, диссоциирование, танатоз. Упражнения кинезиологии, стимулирующие этот участок мозга, направлены на работу внутренних органы.

Первое, что нужно создать для детей в школе, чтобы они могли качественно учиться, это – безопасность. Что мешает обучению в данный момент? Перегруженность и противоестественный сидячий образ жизни – самое неприродное состояние тела, мешает функционированию некоторых органов и непродуктивно для обучения. Так же, дети рано привыкают смотреть на плоскостные вещи (телевизор, компьютер, планшет), чрезмерно вовлекаются в двухмерные занятия. Это влияет на задержку развития речи. К сожалению, немногие родители знают об этой взаимосвязи.

Как на практике внедрить кинезиологию в ежедневную жизнь?

1 шаг – снятие стресса.

2 шаг – развитие полушарий. Левое отвечает за логику, линейность мышления, лингвистику и литеральность. Правое – за параллельность восприятия, воображение, саморегуляцию и коммуникацию.

3 шаг – установление межполушарных связей.

 

Какие упражнения можно делать всем детям, и даже взрослым?

1. Ритмирование.

Нормализует процесс работы мозга. Сначала необходимо попить воды и сделать руками «пистолетики», после чего скрестить ноги и помассировать руками зону ключиц. Массаж может длиться по 30-40 секунд, ноги и руки местами мы меняем на вдохе. Это упражнение помогает детям видеть яснее.

 

2. Перекрестные движения.

Можно соединять противоположные локти и колени. Такие движения способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, способствуют развития более успешного навыка чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

Еще одно эффективное упражнение для успокоения – поза Кука. Поможет и детям, и взрослым. Нужно скрестить ноги, а скрещенными руками обнять себя (смотрите рисунок «ритмирование», девочка справа). Можно менять руки и ноги местами. В это время обращайте внимание на дыхание. Упражнение займет максимум минуту, но поможет сосредоточиться.

 

3. Зеркальное рисование.

Нужен лист бумаги или доска, два фломастера или любых других предмета для рисования. Нужно двумя руками начинать рисовать зеркальные рисунки – бабочка, сердечко и т.д. Упражнение помогает интеграции мозга.

 

4. Ленивые восьмерки.

Выполнение видно на рисунке. Всегда начинаем влево вверх и следим глазами за руками.

 

5. «Думающий колпак».

Ребенок может массажировать свои уши, выворачивать их назад, и массажировать мочку уха. Это помогает планированию, организованности, навыку размышления. Упражнение желательно делать до 7 раз. Завершить можно массажем за ушком.

 

6. Гравитационное скольжение.

Движение помогает, если нужно развить фокусировку, понимание, абстрактное мышление. Как выполнять движение, видно на рисунке. Его можно делать также и стоя. Начинаем со вдоха и на выдохе плавно движемся руками к ногам, скользя вдоль тела. Упражнение помогает прогнать кровь к мозгу.

 

Если дети в классе, как стимулировать их выполнять движения?

Можно встать в круг и под музыку сделать разминку, поиграть и потанцевать. 

Можно разделить детей на пары и поиграть в ладушки, но не только руками, а и ногами, повторяя перекрестные движения. 

В результате регулярных занятий наблюдается развитие способностей, мелкой моторики, памяти, внимания, развитие речи и мышления, устранение дислексии и дисграфии, снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю.

Поширити у соц. мережах: