Семейное образование распространено в 45 странах мира и с каждым годом становится всё популярнее. В США 2,5 миллиона детей обучается дома и их число ежегодно увеличивается на 5–12%.

В России семейное обучение было нормой до середины XIX века. Воспитанием и обучением детей в дворянских и купеческих семьях занимались приглашённые учителя и гувернёры (часто — иностранные).

После революции образование попало под жёсткий контроль государства. Учиться дома разрешалось лишь детям с инвалидностью.

В 1990-е годы в законодательстве вновь появилось семейное образование. Но по-настоящему востребованным в России оно становится только сейчас.

По данным интернет-журнала «Семья и демографические исследования», более 100 тысяч семей ежегодно отдают предпочтение получению образования вне организации. Опыт семейного обучения уже получили более 1,5 миллиона человек.

Что такое семейное образование

В Сети внешкольную форму обучения называют по-разному: семейное образование, домашнее обучение, анскулинг, хоумскулинг. Не всегда под этими терминами подразумевается одно и то же. Поэтому давайте сначала определимся с терминологией.

Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в России существует две формы получения образования:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очное, заочное или очно-заочное обучение в государственных и частных школах, лицеях, гимназиях); вне таких организаций.

В последнем случае выделяется две формы обучения: семейное образование и самообразование (для детей старше 15 лет).

Семейное образование — это обучение вне школы. Родители самостоятельно организуют образовательный процесс, а дети осваивают учебный план.

Формально правильно говорить именно «семейное образование». Но с англоязычных сайтов к нам пришёл и укоренился термин «домашнее обучение» (от английского homeschooling). Суть та же, поэтому далее в статье термины «семейное / домашнее обучение» и «семейное образование» будут использоваться как равнозначные.

С чем не стоит путать семейное обучение, так это с надомным обучением, экстернатом и анскулингом. На дому учатся дети с инвалидностью, при этом де-юре они закреплены за образовательным учреждением. Просто учителя приходят домой или ведут уроки по Skype (на канцелярите это называется «с привлечением дистанционных образовательных технологий»).

Экстернат — это форма аттестации для тех, кто учится вне каких-либо учреждений, а анскулинг (от английского unschooling) — просто не ограниченное школьной программой обучение без промежуточных аттестаций.

Екатерина Шерченкова

Руководитель учебного направления проекта «Экстернат и домашняя школа „Фоксфорда“.

— В обычных школах учителями мало уделяется времени отдельному ученику. Если ребёнок быстрее понимает материал, ему никто не позволит на уроке встать и уйти или читать книгу на задней парте. Он вынужден повторять то, что уже знает, так как в классе кто-то не понимает материал. У него падает мотивация, и он постепенно становится «середнячком», чтобы не выделяться.

Обратная ситуация: класс идёт по программе, а ребёнок не успевает на уроке записывать за учителем, медленнее понимает предмет, переспрашивает. Появляется всё больше и больше пробелов в предметах.

Михаил Лазарев

Основатель и идеолог проекта «Интернет-урок».

— Учёба хороша, если в классе 4–5 учеников и по всем предметам высококлассные учителя, если есть возможность заниматься в своём темпе, задавать вопросы. Но, чтобы обеспечить местом в такой школе каждого ребёнка, стране потребовалось бы 3,5 миллиона учителей по каждому предмету. Это, конечно, невозможно.

Почему родители выбирают семейное обучение

В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в нашей стране является обязательным.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации

То же закреплено в статье 44 Федерального закона «Об образовании».

Дать образование, а также «заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребёнка» обязаны родители. Не государство, не школа — родители. Именно поэтому по закону они имеют право выбрать форму получения образования и форму обучения.

Семейное образование, как правило, выбирают по следующим причинам.

Неприятие государственной системы образования. Многие родители убеждены, что общеобразовательная программа не даёт детям реальных знаний, отупляет их и душит творческое начало. Они считают, что школа погрязла в бюрократии и коррупции, и забирают оттуда детей из-за поборов и конфликтов с директором, завучем или учителями. Особенности ребёнка. Некоторые дети просто несовместимы со школой. Они не могут сидеть от звонка до звонка на уроках. Делают задания слишком быстро или, наоборот, слишком медленно. Им скучно с учителями и одноклассниками. Семейное обучение позволяет подстраивать учебную программу и заниматься в удобном темпе с комфортной нагрузкой. Проблемы со здоровьем. Надомное обучение при школе возможно только в том случае, если ребёнок признан медико-социальной экспертизой инвалидом. Если у него просто слабое здоровье, он часто болеет и пропускает школу, ему подойдёт семейное обучение. Потребности семьи. Жизнь у всех складывается по-разному, и семейное обучение часто не прихоть, а необходимость. Например, если семья живёт за границей, но планирует вернуться на родину или просто хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат, или если папа военный и семья часто переезжает. Профессиональные занятия спортом или музыкой. Когда по 5–8 часов проводишь на корте или у рояля, когда каждый месяц сборы или гастроли, нет времени ходить в школу. Детям, профессионально занимающимся спортом или музыкой, семейное обучение позволяет получать качественные знания «без отрыва от производства». Религиозные взгляды. Школа — заведение светское, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Родители, живущие по религиозным нормам, отдают предпочтение семейному обучению.

Наталья Иванченко

Мама ребёнка на семейном обучении, социолог, психолог, в прошлом учитель истории.

— Александр на семейном обучении второй год, с 5-го класса. Когда он закончил начальную школу, стало понятно, что школьных знаний недостаточно, а время затрачивается колоссальное. Из-за уроков и домашних заданий не получалось заниматься шахматами, гольфом и другими хобби. Тогда мы приняли решение о переходе на домашнее обучение.

С 5-го класса Александр занимался по школьной программе дома с помощью онлайн-школы и домашних учителей, а по субботам посещал английскую школу. При этом оставалось время на посещение различных развивающих мероприятий.

В 6-м классе ситуация изменилась: Александр поступил в среднюю школу в Шотландии, и мы на время уехали из России. Но система домашнего обучения позволяет нам параллельно учиться в русской школе и добиваться хороших результатов как дистанционно, так и непосредственно в английской школе.

Когда Александру исполнится 16, мы снова обсудим с ним его цели и примем решение о том, где он будет готовиться к поступлению в университет — в России или Великобритании.

Как перейти на семейное обучение

Если среди названных выше причин перехода на семейное обучение есть актуальные для вашей семьи и вы захотели попробовать эту форму обучения, будьте готовы пройти следующие шаги.

Шаг 1-й — уведомить управление образования

Основное общее образование обязательно. Поэтому органы местного самоуправления ведут учёт детей, имеющих право на его получение. Проще говоря, в каждом территориальном управлении или департаменте образования есть список детей, в котором указано, где и как они учатся.

Обычно с чиновниками контактирует школа. Она информирует, что зачислила к себе такого-то ученика, а другой обучающийся ушёл после девятого класса в техникум и так далее.

При выборе семейного образования обязанность информировать органы местного самоуправления ложится на родителей (статья 63 Федерального закона «Об образовании»).

Для этого необходимо однократно написать заявление-уведомление о намерении выбрать семейное образование на имя начальника местного управления образованием. Образец можно посмотреть здесь. Заявление лучше отнести лично. Зарегистрируйте его в секретариате и получите отметку о вручении на своём экземпляре.

Одновременно с уведомлением органа управления образованием родители, как правило, пишут заявление в школу.

Шаг 2-й — прикрепиться к школе

Если ваш ребёнок учился в школе и она вас устраивает, просто напишите заявление директору о переходе на семейное образование (образец заявления можно найти здесь).

После этого со школой можно заключить договор о получении образования в форме семейного образования (примерный текст). Это означает, что ребёнок будет находиться в контингенте данной школы и иметь с остальными обучающимися равные академические права.

При прикреплении к школе ребёнок имеет право получать учебники из её фонда, пользоваться её библиотекой, посещать секции и кружки, участвовать в проводимых в школе концертах и других мероприятиях.

Но заключать договор со школой не обязательно: в школу можно зачисляться только на время аттестации. Для этого нужно написать заявление на имя директора.

Если вы хотите сменить учебное заведение, напишите заявление об отчислении и пройдите описанную выше процедуру в новой школе.

Если ребёнок никогда не ходил в школу, попросите в местном органе управления образования список учреждений, работающих с детьми на домашнем обучении. По закону проходить промежуточные и итоговые аттестации можно не только на базе школы, но и в других организациях, «осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам». Например, в вузах.

Шаг 3-й — организовать учебный процесс

Перейдя на домашнее обучение, родители должны организовать образовательную деятельность ребёнка: определиться с предметами, нагрузкой и интенсивностью обучения.

Вот что говорит об этом Наталья Иванченко:

— Семейное обучение — это полная смена образа жизни семьи. Должен появиться ответственный взрослый, который готов взять на себя всю организацию процесса обучения: от обустройства учебного места до проверки знаний и постоянного обсуждения с ребёнком тех или иных тем.

Родитель в семейном обучении — это коуч. Он ведёт ребёнка к той цели, которую они вместе выбрали, поддерживает интерес к учёбе, в какой бы форме эта учёба ни велась. Ну и конечно, все ошибки, недочёты и пробелы образования больше нельзя списать на школу. Это ваш выбор и только ваша с ребёнком ответственность перед самими собой.

Три способа организовать учебный процесс

Некоторые мамы и папы воспринимают термин «семейное обучение» буквально и примеряют на себя роль учителей. Подспорьем служат учебники и многочисленные образовательные интернет-ресурсы.

Занимаясь с ребёнком самостоятельно, родители лучше узнают его и растут вместе с ним. Никаких «сын, ну-ка принеси дневник». Между взрослым и ребёнком складываются по-настоящему доверительные партнёрские отношения.

Самостоятельно учить ребёнка — значит взять на себя ответственность за качество образования. Больше нельзя будет обвинять школу в том, что там учат неправильно, недостаточно и не тому.

Далеко не все родители могут позволить себе учить детей самостоятельно. Это занимает много времени, а ведь нужно ещё работать и решать бытовые проблемы. Поэтому второй способ — это репетиторы и различные центры образования.

Обычно родители нанимают репетиторов по основным предметам и дополнительно записывают детей в различные центры образования и так называемые альтернативные школы. В одной вашего ребёнка научат программированию, в другой — актёрскому мастерству, в третьей обучение идёт по методике Монтессори и так далее. В некоторых из них проводится аттестация. Вот переченьальтернативных и семейных школ.

Третий способ — обучение в онлайн-школе.

«Фоксфорд», «Интернет-урок», «Мобильная электронная школа», «Виртуальная школа», «Экстерн-офис» — это лишь часть площадок, где ваши дети могут получать знания не выходя из дома.

В онлайн-школах дети смотрят уроки в режиме реального времени, общаясь с учителями и сверстниками в чате, выполняют домашние и контрольные задания на сайте. Почти как в обычной школе, только не нужно вставать в семь утра, чтобы успеть к первому уроку: запись любого из них можно пересмотреть в удобное время. При этом программы онлайн-школ зачастую глубже и интереснее школьных.

Алиса Клима

Директор по развитию «ЯКласс».

— Как и за все блага, за такой праздник обучения, творчества и жизни надо платить. Высвобождение времени требует его немедленного использования. Детям необходимо меню из различных видов деятельности. Изучение иностранного языка, музыка, рисование, шахматы, теннис, карате — всё это стоит денег.

Домашнее обучение подходит семьям, которые готовы тратить 60–100 тысяч рублей в месяц, чтобы обеспечить должное качество и системность процесса без ущерба собственной психике.

Как проходит аттестация

Аттестация — это контроль за освоением обучающимся образовательной программы. Результаты аттестации должны подтвердить, что ребёнок знает и умеет не меньше, чем заложено в утверждённом учебном плане.

Аттестация бывает промежуточная (за класс) и итоговая. Обе проводятся бесплатно. Правила проведения промежуточной аттестации изложены в статье 58 Федерального закона «Об образовании».

На практике всё выглядит так.

Вы прикрепились к школе или просто изъявили желание пройти в ней аттестацию. В учебном заведении издаётся акт со сроками и порядком проведения этого мероприятия. Фактически это список предметов, напротив каждого из которых указана дата и форма сдачи (контрольная, тестирование и так далее).

Большинство школ для обучающихся в семье проводят две (декабрь и май) или одну промежуточную аттестацию (май). Сама процедура зависит от заведённых в школе порядков. Где-то требуют, чтобы ребёнок всё сдавал очно, в других школах дают прорешивать тесты и контрольные на дом.

Если ребёнок не проходит аттестацию по какому-либо предмету, у него образуется академическая задолженность. Пересдавать можно не более двух раз в пределах одного года с момента образования задолженности. Сроки устанавливает школа, проводящая аттестацию.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) обязательна для всех обучающихся, независимо от формы обучения. Она проводится по контрольно-измерительным материалам Федерального института педагогических измерений по окончании 9-го и 11-го классов. В 9-м классе итоговая аттестация называется ОГЭ — общий государственный экзамен; в 11-м — ЕГЭ, единый государственный экзамен.

Вот что говорит об этом Екатерина Шерченкова:

— Родителям при переходе на семейное обучение необходимо пройти несколько инстанций и написать заявления. Семейное образование регулируется договором между школой и родителем. Нет типового договора — родитель может обсудить со школой все важные моменты.

В идеале школа обязана подготовить для каждого учащегося «дорожную карту» по предметам, чтобы ребёнку было легче готовиться. Это большой пласт работы как со стороны школы, так и со стороны родителей.

При прохождении промежуточных аттестаций можно столкнуться с пренебрежением со стороны отдельных учителей. Они не могут свыкнуться с мыслью, что учащийся может изучить предмет самостоятельно и за меньшее количество времени. Но предрассудки улетучиваются, когда ребёнок показывает знания выше, чем ожидает школьный учитель.

При выходе на ГИА у учащихся семейной формы обучения обычно не возникает сложностей. Они на общих основаниях принимают участие в итоговой аттестации и получают такой же аттестат, как и другие ученики.

Плюсы и минусы семейного обучения

Начнём с хорошего.

Учёба в удовольствие. Школа — это обязаловка. Ребёнок сталкивается с системой и зачастую навсегда теряет интерес к учёбе, делает уроки абы как, лишь бы не поставили двойку. Семейное обучение — процесс творческий. Родители стараются, чтобы детям было интересно, чтобы они жаждали новых знаний и получали удовольствие от процесса обучения. Для этого они вместе с детьми играют в развивающие игры, посещают экскурсии, участвуют в олимпиадах. Индивидуальный подход. Школа — это уравниловка. Семейное обучение даёт детям и их родителям свободу. Они сами выбирают, какие предметы и в каком количестве изучать. Причём такие предметы, которые в школе ещё долго не появятся, например программирование. При необходимости для обучающегося может быть разработан индивидуальный учебный план. Домашняя обстановка. Ребёнку не нужно вставать в семь утра, а родителям — везти его в школу. Он ест домашнюю еду и не приносит из школы грипп. При выполнении заданий он расслаблен и спокоен: никто не дышит в спину и не ходит из угла в угол с указкой. Задел на будущее. Ученики на домашнем обучении не хуже и не лучше обычных школьников. Но их знания зачастую глубже и обширнее. Большинство из них за год проходят программу двух-трёх классов, что позволяет им раньше окончить обучение и начать строить карьеру.

Наталья Иванченко считает так: «Главный плюс — свободное время, которое можно организовать по своему усмотрению. Через год обучения мы поняли, что можем спокойно уехать из России, но сохранить своё обучение в русской системе образования, сдавая экзамены и подключившись к онлайн-школе».

Обратная сторона медали семейного образования такова.

Низкий уровень социализации. Мир ребёнка на домашнем обучении часто замкнут на членах его семьи, паре репетиторов и приятелей. И хотя родители стараются водить его в кружки и секции, на встречи с другими детьми, общения всё равно не хватает. Дети, находящиеся на семейном обучении, зачастую не знают, как решать конфликтные ситуации, как постоять за себя, как начать разговор. Это может стать большой проблемой в будущем. Детская недисциплинированность. Семейное обучение требует от родителей полной отдачи. Нужно не только организовать процесс обучения, но и контролировать его. Принцип «вот тебе книжки, вот видеоуроки — занимайся» не работает. Без чёткого плана и пресловутого распорядка дня даже самый талантливый и умный ребёнок начинает лениться. Инфантилизм. Когда родители — главные источники знаний о мире, их авторитет зашкаливает. Ребёнок может слишком привыкнуть полагаться на маму и папу: «знаю, как решить эту задачу, но надо посоветоваться с родителями», «я не могу сам, без родителей, туда поехать». Очень важно работать над самостоятельностью ребёнка. Стоимость. Родители хотят, чтобы их чада получили отборные передовые знания, развивались всесторонне и гармонично. Достичь этого, занимаясь только по учебникам, выданным в школе, практически невозможно. Всё остальное — дополнительные учебные материалы, репетиторы, альтернативные и онлайн-школы — платно. И весьма недёшево.

Вот что говорит об этом Алиса Клима:

— Самая большая и наименее прогнозируемая трудность — это найти время и волю, чтобы организовать системный процесс. Родители часто переоценивают свои силы. А между тем, при переходе на семейное обучение одному из них, скорее всего, придётся пожертвовать карьерой.

Если в семье больше одного ребёнка, семейное обучение даже одного из них требует колоссального ежедневного труда. А домашнее хозяйство при этом тоже никто не отменял. Жонглировать занятиями с детьми, обеспечением трёхразового питания, уборками, глажками, шопингом на практике крайне трудно. Надолго ли хватит родителя при таком ритме?

Никита Белоголовцев

Главный редактор Mel.fm.

— Плюс, конечно, что нет недостатков современной школы. Учитель не орёт, в классе нет отстающих (если сам не отстаёшь), никто про телегонию не рассказывает, потным после физкультуры за партой не сидишь — и ещё миллион грехов разной степени тяжести.

Основной минус в том объёме усилий, который нужно прикладывать, чтобы альтернатива получилась качественной. Это не «пришла с работы, и мы с интересом обсудили хордовых и героев Тургенева». Это так не работает. План, работа, постоянство, внеурочные занятия и много-много времени. И денег тоже прилично, кстати.

Резюме

Семейное образование — необычная и очень интересная форма обучения. И хотя подходит она далеко не всем семьям и детям, интерес к ней растёт с каждым годом. Государственные школы оттачивают работу с учениками на домашнем обучении, частные — готовят к аттестациям. Родители объединяются в сообщества, обмениваются опытом семейного обучения. Выпускаются тематические книги, выходит специальный журнал «Семейное образование». Проводятся фестивали, семинары, конференции.

О перспективах развития семейного образования Лайфхакер спросил экспертов.

Екатерина Шерченкова

В последние годы в России набирает популярность система получения семейного образования дистанционно. Постепенно включаются школы, вузы. Есть предположения, что крупнейшей онлайн-компанией в 2030 году будет онлайн-школа, обучение с участием роботов-учителей, профессиональных ботов.

Никита Белоголовцев

С одной стороны, очевидно, что сейчас это модная, отчасти даже хайповая история. Многие о ней только поэтому и думают. Эта пена осядет за пару лет.

С другой стороны, копится и разочарование в нашем образовании. Сейчас в школу детей ведут люди, которые сами привыкли к комфорту, относительному достатку и прочим радостям сытых двухтысячных. Эти люди привыкли, что можно заказывать товары онлайн и вызывать Uber. И этим людям гораздо сложнее поверить, что в школьном туалете нет бумаги.

Сторонники семейного образования очень активные, по-хорошему «громкие», поэтому создаётся ощущение, что их стало очень много. Это не совсем так. Точных цифр у меня нет, но, насколько я понимаю, речь идёт о нескольких десятках тысяч детей в России, которые учатся на дому. Думаю, что в обозримой перспективе эта цифра принципиально не изменится.

Михаил Лазарев

У семейного обучения колоссальные перспективы как в России, так и в мире.

При семейном образовании родители имеют возможность выбрать, чему и как учить своего ребёнка. В интернете можно учиться у лучших учителей и по лучшим материалам.

Если по хорошему сценарию будет снято два фильма с неизвестными исполнителями, только один — в центральной киностудии, а другой — в соседнем дворе, какой фильм будете смотреть вы?

Алиса Клима

По мнению экспертов, семейное образование никогда не будет охватывать в России более 5–10% учащихся. Это вполне реалистично. Качественное домашнее обучение смогут обеспечить единицы.

Домашнее образование справедливо называют элитарным. Не потому, что доступно только богатым, а потому, что требует особой идейности. Дети финансовых элит обычно обучаются в частных или заграничных школах. Домашнее обучение — для тех, у кого сложилось чёткое понимание приоритетов семьи (например, путешествовать и менять место жительства), и тех, кто готов ради образования ребёнка отказаться от собственных амбиций.

Наталья Иванченко

Перед принятием сложного решения об уходе из обычной школы нужно очень хорошо подумать, нужно ли вам это и зачем вы это делаете, посоветоваться с педагогами, психологами. Желательно сохранить хорошие отношения со школой, где ребёнок будет проходить аттестацию. И только после всех этих шагов принять решение. Потому что главное — чтобы ребёнок был счастлив и чтобы любовь к учению не иссякла.

Поширити у соц. мережах: