Зоя Литвин, глава общественной организации “Освитория”, основательница Новопечерской школы

О дистанционном обучении говорят уже много лет, но только сейчас стало понятно, что организовать его быстро и качественно — настоящий вызов. Более того, поскольку в Украине слишком мало школ, у которых есть полноценные LMS-системы, а не родительский вайбер-чат, зачастую основная нагрузка по организации учебного процесса ложится на плечи родителей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы провести период вынужденной изоляции с максимальной пользой.

Карантин — не каникулы

Это главная мысль, с которой необходимо смириться. Тут поможет режим и дисциплина. Как и в случае с удаленной работой взрослых, детское время нужно четко разделить на время для учебы и отдыха и сохранить привычную рутину: подъем и отход ко сну, зарядку, завтрак, учебу, занятия хобби и так далее. Составленное “домашнее расписание” поможет структурировать время и силы.

Кстати, о силах: детям лучше работать короткими “спринтами”, по пятнадцать минут ребенку средней школы и до двадцати пяти — старшекласснику. Между спринтами нужно делать небольшой перерыв.

Темп работы у всех детей очень разный, и кому-то обучение дома позволит “щелкать” задания быстрее, а кому-то — сбавить темп и выполнять задания медленнее, но в более комфортном ритме. Это одно из преимуществ дистанционного обучения.

Важный момент: без четких дедлайнов онлайн-обучение не работает. Следите, чтобы школьник составлял план-минимум на день, и следовал ему. Не нужно “стахановских планов”: они все равно не будут выполнены. Достаточно уделять учебе не больше времени, чем занимает стандартный школьный день.

Возраст имеет значение

Организация OECD, которая провидит всемирное измерение качества образования PISA, доказала: чем младше ребенок, тем ниже результативность дистанционного обучения. Исследования, которые проводились на школьниках разного возраста, показали: детям начальной школы необходим живой учитель рядом. Начиная с шестого класса и старше эффективность онлайн-обучения растет.

Этот фактор нужно учитывать. Основной принцип: чем младше ребенок, тем больше родительского и учительского внимания он требует.

Баланс контроля и свободы

И все-таки, больше — это сколько? Это болезненная тема для многих украинских родителей, склонных к гиперопеке. Однако, если мы хотим, чтобы наши дети выросли самодостаточными личностями, им необходимо давать пространство для решений и ошибок.

Я считаю, что примерно со второго класса ребенку нужно передавать контроль над учебными задачами. Проведите с ребенком небольшую “планерку”: расскажите о правилах, рутинах, о том, как структурировать день и составлять план учебы. Договоритесь, что нужно каждый день смотреть список заданий, читать литературу, смотреть видеоуроки, выходить на связь с учителями и объясните, почему это важно. А дальше — скажите самую главную фразу: “Если тебе будет что-то непонятно или нужна будет моя помощь, то я всегда рядом, обращайся”. Верьте в своего ребенка: если он не просит помощи, значит у него все под контролем.

Качественные инструменты

Если в вашей школе налажена система blended learning (“смешанного обучения”) и есть все необходимое, чтобы уроки продолжались дистанционно — считайте, вам повезло. Вы наладили режим, и на этом ваша миссия выполнена.

А что, если нет? Тогда нужно предложить ребенку качественные обучающие инструменты. Многие украинские и зарубежные образовательные платформы предлагают огромное количество курсов и видеоуроков. Совет — доверяйте крупным платформам и провайдерам, например iLearn и Prometheus.

Школьный тренажер “Мій клас” предлагает задания для самоподготовки с объяснениями практически по всем основным школьным предметам. Чтобы подтянуть математику, алгебру и геометрию, ученикам средней школы с 5 по 9 класс прекрасно подойдет платформа gios с уроками, заданиями, тестами и даже репетиторами.

Государство тоже позаботилось о школьниках. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций, Министерство образования и науки, Офис Президента Украины совместно с образовательной организацией “Освитория” запускают общенациональные видео-уроки. Они полностью соответствуют школьной программе за 5-11 класс по всем основным предметам: химия, физика, биология, география, украинский язык и литература, английский язык, история Украины и мира, алгебра, геометрия и даже спортивные занятия.

Со следующей недели уроки станут доступны не только в интернете, но и будут транслироваться национальными и региональными телеканалами. Это удобно, если у ребенка нет личного ноутбука или другого гаджета, а родительские заняты для удаленной работы. Расписание появится тут.

Кстати, инструменты можно предлагать не только детям. Проявите партнерский подход и предложите школьным учителям использовать множество сервисов, которые помогут организовать процесс обучения дистанционно. Школы просто могут не знать о них. Например, платформа для дистанционного обучения Classtime дает учителям бесплатный доступ к премиум-версии на время карантина.

Подготовка к ЗНО

Хотя даты пробных ЗНО и ДПА перенесли, оценивание никто не отменял. Для подготовки старшеклассники могут воспользоваться бесплатной платформой iLearn, которая готовит школьников к сдаче ЗНО по украинскому языку и литературе, математике, истории Украины, биологии и английскому. Сейчас им пользуются 56 000 учеников, а за все время подготовилось около 90 000.

Каждый курс создавался совместно с Ed.era и лучшими педагогами столицы. Материал подается короткими роликами, каждый посвящен отдельной логически завершенной теме. У курсов есть свои “фишки”: сторителлинг в курсе по истории, всемирно признанная методика Khan Academy для курса по математике, и так далее.

Кроме курсов, пользователь получает доступ к еженедельным вебинарам, учебным материалам и тестам. Курсы или отдельные темы также можно смотреть на ютуб-канале, но преимущество обучение на платформе — это геймификация (что ни говори, а учиться, играя, интересно в любом возрасте), тесты и возможность живого контакта с преподавателем во время вебинара. Все сервисы абсолютно бесплатны.

Кроме того, мы откликнулись на предложение правительства, и теперь курсы транслируют по телеканалу “Рада”, чтобы дети, у которых нет доступа к интернету или своего гаджета, тоже могли готовиться к ЗНО.

И самое главное…

Это, конечно, настрой. Дети чувствуют общий эмоциональный фон, и даже если ваш ребенок без конца записывает смешные видео в тик-токе, это не значит, что они он не тревожится. Успокойте ребенка, дайте ему понять, что кризисы в жизни каждого человека, страны и мира — случаются, и что их можно пережить вместе.

Не ожидайте от ребёнка больших учебных достижений в это время. Как бы то ни было, онлайн образование не сможет дать того же результата, что живой учитель рядом. Как только начнется нормальный учебный процесс, дети с учителями быстро наверстают упущенное.

Карантин — это еще и время побыть рядом, узнать, чем живут домашние, посмотреть вместе фильмы или почитать книги перед сном. В конце концов, карантин пройдет, а отношения, чувства и подаренная ребенку поддержка — останутся.