Osvitanova.com.ua

Исследования показывают: насколько ваши дети будет успешными, зависит от среды, в которой они воспитаны. Им нужны консультанты — родители или другие близкие взрослые, которые оказывают ключевое влияние на их профессиональное самоопределение. Что это значит — быть таким консультантом для своего ребенка?

Родители готовы на все, чтобы их ребенок получил необходимую профессию, потому что для них это часто приравнивается к достижению успеха в жизни. В погоне за этой призрачной идеей они зачастую забывают о самом ребенке: его желаниях, тревогах, заботах. Они нанимают армию репетиторов и даже становятся инвесторами первого бизнеса своих детей. Но делает ли это, в конечном счете, их детей по-настоящему счастливыми? К сожалению, не всегда.

Семья как надежная база

Основатель Петербургской школы психотерапии Владимир Мясищев говорил, что склонности и способности детей формируются, в первую очередь, благодаря поощрениям и похвалам окружающих. Так что этот вопрос нельзя рассматривать вне системы взаимоотношений в семье.

Профессор Сандра Блэк напрямую связывает успех детей с успехом родителей. В своем исследовании она внимательно прослеживает эту связь, но отмечает, что стремление быть успешным передается через среду, в которой воспитываются дети, благодаря доступу к дополнительным инструментам в образовании. И здесь важное уточнение: это не передается генетически. Например, именно друзья родителей часто становятся менторами или даже инвесторами в первых компаниях, которые основывают дети.

Джон Боулби и Мэри Эйнсворт впервые стали упоминать термин «надежная база» (secure base) по отношению к семье, когда исследовали теории привязанности. Роль родителей в этой системе заключается в том, чтобы давать своим подопечным не только заботу, спокойствие, социальное окружение и привилегии, но и пространство для риска. В таком случае у детей формируется «надежный, или уверенный» стиль привязанности. В свою очередь, если возникают перекосы в сторону излишнего покровительства или, наоборот, жесткой требовательности, у детей развивается амбивалентное поведение. Такой человек перестает относиться к окружающим или к себе с «безусловным позитивным принятием», становится либо несамостоятельным, либо чрезмерно пессимистичным.

Американский исследователь Джон Крумбольц считает, что процесс профессионального самоопределения непосредственно связан с переработкой определенной информации, полученной ребенком во время контакта с консультантом, в роли которого могут выступать как сами родители, так и люди из ближнего круга ребенка.

Профессиональный консультант способствует раскрытию потенциальных профессиональных возможностей другого человека, утверждал Абрахам Маслоу, автор всем известной «пирамиды». У большинства старшеклассников лишь частично сформированы профессиональные планы, и даже если они смогли выбрать профессию, они еще не представляют, как реализоваться в ней. В этой ситуации для подростка существенным становится фактор социальной одобряемости.

Развитие самостоятельности

Важный аспект гармоничного взросления ребенка — это прозрачные правила игры относительно финансовых отношений в семье и своевременное «отрезание пуповины». В ситуации бесконечного изобилия и пресыщенности у детей обеспеченных родителей нет мотивации чего-то достигать. Лучшие из них выбирают позицию «послушных исполнителей»: добросовестно приносят домой отличные оценки, результаты олимпиад, поступают в вузы, которые им определили родители, но совершенно не спешат выходить в самостоятельное плавание, брать ответственность за свою жизнь. В итоге все виды профессиональной деятельности им безразличны, а к рутине и преодолению они совершенно не готовы.

Soft Skills c детства

Родители не всегда задумываются, что для будущего успеха детей в современном мире необходимо развивать надпрофессиональные компетенции (Soft Skills), востребованные в любой деятельности. В первую очередь это способность действовать в условиях неопределенности, креативное мышление, творческие навыки, эмпатия, работа в команде, эффективные коммуникации и т.д. Для формирования этих навыков крайне важно оставлять детям пространство и время для самостоятельного выбора, экспериментов и творчества.

Подавляющее большинство современных детей невероятно перегружены, утверждает в своей книге «Наши бедные богатые дети» психолог Марина Мелия. По ее мнению, неизбежные последствия такого детства — это привычка к подчинению, безразличие и безрадостность, неспособность к творчеству, неврозы и тревожность.

Позиция ментора

Работа даже самых успешных карьерных консультантов не может быть максимально эффективной, если семья подростка не является для него «надежной базой».

Исследование, которое провели мы на основе данных программы «Карьерный навигатор Junior» в бизнес-школе СКОЛКОВО подтверждает этот тезис. В качестве иллюстрации можно привести два примера.

Одна наша студентка в 14 лет пришла на программу, понимая, какие области профессиональной деятельности ей интересны. Благодаря занятиям, стажировке в компании, волонтерским проектам и другим инструментам, она быстро и уверенно сформулировала свои критерии выбора и без труда составила долгосрочную и краткосрочную траектории развития. На карьерных консультациях было видно, что все пройденное в классе она обсуждает с родителями — и те, давая ей достаточно пространства для свободного выбора, привносят свой опыт и знания, выступают в роли надежных наставников — менторов.

У другой студентки даже в 16 лет не получилось занять проактивную позицию, нащупать правильный путь и приступить к реализации своего плана. Несмотря на внешнее материальное благополучие ее семьи, родители никогда не принимали активного участия в жизни своего ребенка, отдав воспитание на полный аутсорс меняющимся взрослым и частным школам. В итоге у девочки сформировался амбивалентный стиль привязанности. В выборе профессиональной деятельности это означало, что она с трудом справлялась с выполнением даже простых заданий: то уходила в мир фантазий, то полностью закрывалась, а также постоянно меняла свое мнение о том, какая сфера деятельности ей кажется интересной.

Вообще на нашей программе в 2018 году одна треть ребят проявили себя как зрелые, целенаправленные личности и взяли от программы максимум. Вторая треть начали учиться с определенным видением себя и так и не изменили сформированную парадигму своего мира. Наконец, последняя треть вне зависимости от возраста оказались недостаточно зрелыми, чтобы занять проактивную позицию, взять на себя ответственность за выполнение заданий и упражнений на программе, а также за дальнейшую реализацию плана развития.

Мы столкнулись с тем, что очень немногие участники программы хотели идти по стопам своих родителей. По словам одного подростка, он каждый вечер видит изможденную маму, у которой недостаточно энергии на разговор или совместный просмотр фильма. При этом его мама является международно признанным экспертом в своей области и занимается невероятно интересной и разнообразной деятельностью, в которой сочетаются роли руководителя, исследователя, преподавателя и предпринимателя. Ошибка мамы заключается в том, что она ни разу не пригласила своего ребенка поехать вместе на международную научную конференцию или прийти в компанию во время важных переговоров.

Таким образом, от родителей подростков, стоящих перед выбором будущей профессии, требуется одновременно такт и сила воли, последовательность и терпимость. Несмотря на новые тренды и нарастающую скорость изменений, важно доверить своему ребенку выбор той деятельности, которая кажется самой актуальной именно сегодня, а также содержание которой его захватывает и увлекает. Самое ключевое и важное — это быть доступным и вовлеченным родителем, выделять время, проявлять искренний интерес к обыденным событиям, а не только достижениям своих детей, давать свободу выбора и наделять ответственностью.

Поширити у соц. мережах: