Зоя Литвин, основательница общественной организации “Освитория” и Новопечерской школы, одна из ТОП-5 женщин-предпринимательниц мира по версии ООН, в эксклюзивном интервью WoMo рассказывает, как правильно строить стратегию образования своего ребенка и реформировать украинскую школу. 

 

Чем отличается программа Новопечерской школы от программ других частных школ? Что помогает вашим ученикам достигать высоких результатов?

Создавая Новопечерскую школу, мы искали новый подход и при этом хотели соответствовать лучшим международным стандартам. Классные украинские школы, как правило, авторские, и держат высокую планку до тех пор, пока руководитель или основатель лично ими занимается. Нашей же задачей было создать целостную и эффективную систему, которая будет работать бесперебойно, даже если сменится руководство. Новопечерская школа основывается на лучших мировых педагогических методиках и практиках, которые постоянно совершенствуются. 

Наша цель – обучить ребенка не только знаниям, но компетенциям, которые позволят ему реализовать себя. Кроме того, мы стремимся привить детям ценности, которые важны для нашей команды. Мы даем ребенку все инструменты, чтобы стать успешным, но также даем понять  – когда ты достигнешь вершин и добьешься всего, что тебе хочется, создавай возможности для развития других и помогай людям становиться лучше. Мы приучаем детей к этой мысли с самого раннего возраста – с 5 лет. 

К примеру, в школе действует много благотворительных проектов, и почти каждый ученик в них участвует. В этом году дети решили собрать деньги на кардиотренажер для Института Амосова, который позволит делать крайне сложные кардиохирургические операции. Мне очень нравится, что дети понимают, что такое системная благотворительность, и что их вклад должен быть частью чего-то большего.

Как в школе организован учебный процесс?

Когда речь заходит о современной школе, кажется, что в ней обязательно должны преподавать модные дисциплины вроде финансовой грамотности или предпринимательства. Но, проработав восемь лет в сфере образования, я понимаю, что вычурные названия в школьной программе – это, скорее всего, маркетинговый ход. 

В современной школе нужно выстроить по-другому образовательный процесс. На наших уроках очень много разговоров, но говорит не учитель, а дети. Они не сидят, глядя друг другу в затылок или гипнотизируя школьную доску. Дети смотрят друг другу в глаза, работают в командах, создают вместе проекты. Что бы дети не изучали, они учатся на практических примерах и понимают, как применить эти знания в жизни.

Мы практикуем междисциплинарный подход. Учителя показывают, как науки связаны между собой. Дети изучают биологию, физику, химию не как теоретические, оторванные от жизни науки, а рассматривают, как биологические, физические или химические процессы работают в природе, в человеческом теле, в быту, в гаджетах и так далее. 

В методике Новопечерской школы ученик – активный участник обучения. Меня печалит, когда говорят, что ребенок – это сосуд, который нужно наполнить знаниями. Нет, ребенок – это бриллиант, который нужно огранить, причем каждый — по-своему. Задача учителя – быть ментором и наставником, увидеть, как добиться сияния каждой его грани.

Американский писатель Дэвид Хоффман говорит, что в 21 веке неграмотен не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет быстро забывать старое и обучаться новому. Это действительно важно.

Задача образования – показать ценность знаний и развить необходимые компетенции. Самыми важными навыками будущего станут креативность, умение работать в команде, гибкость и умение постоянно учиться. 

В современном мире человек за жизнь  меняет рабочее место или сферу деятельности около пяти раз. Например, из журналистики специалист идет в PR, или в менеджмент, или становится ментором. Наши дети будут менять сферу деятельности уже восемь раз. Кроме того, 80% сегодняшних первоклассников будут работать по специальностям, которых сегодня еще не существует.

Это как раз о стратегии развития ребенка. Что сейчас важно, кроме обучения командной работе и умению достигать целей?

Каждый год в школу поступают несколько детей, с которыми занимались ранним развитием. В результате, ребенок умеет читать и писать, выучил кучу стихов и даже говорит на мандаринском языке, но не может оторваться от мамы, находится в постоянном стрессе, не умеет играть и общаться с другими детьми, потому что с утра до вечера занимался с репетиторами. 

Ничто так не развивает детский мозг, как игра с другими детьми, возможность фантазировать и придумывать. В младшем возрасте игры и творчества должно быть как можно больше. 

В Новопечерской школе у детей после обеда есть часовая прогулка на свежем воздухе, они играют и дурачатся. Некоторые родители вместо прогулки просили добавить уроки польского языка или ментальной арифметики. Но в современной школе обучение происходит через участие в проектах, где дети общаются, распределяют роли и ответственность, и именно игра является основным инструментом обучения. Уже давно доказано, что ребенок развивается в общении с другими детьми, и родителям необходимо это доносить. 

Что больше влияет на развитие личности  – семья или школа? 

Единственного фактора влияния нет, но очень многое зависит от того, создают ли родители условия для развития самостоятельности. Неправильно, если мама мчится в школу решать проблему сломанного планшета, например. Я знаю детей, которым родители дают возможность быть ответственными, и они уже в 10 лет умеют организовать других.

В школе мы объясняем родителям, что школа не должна быть комфортным вакуумом. Школа – это среда, в которой дети должны научиться принимать решения и нести за них ответственность. 

Очень важны конфликтные ситуации. Среди детей часто возникают небольшие стычки, и нужно давать детям возможность их самостоятельно проработать. Позиция наших учителей – быть в таких ситуациях  медиаторами. Зачастую родители вмешиваются, начинают сами разбираться, и что, на мой взгляд, неправильно. Так воспитывают тепличных детей, которые, вырастая, не умеют договариваться с другими. 

Я задавала зарубежным специалистам вопрос, чем отличаются украинские родители от западных. Первое, что они отмечают – гиперопека. Вторая отличительная черта наших родителей – нетерпимость к ошибкам.  Во многих странах, если ребенок ошибся, никакой катастрофы нет: он получил опыт, и если он усвоил этот урок, то в следующий раз сделает все гораздо лучше. У нас же, когда ребенок ошибается, родители очень переживают, часто ругают его, а это является для ребенка преградой, мешает двигаться дальше и сильно демотивирует. 

Банальный пример: в нашей школе в младших классах дети пишут простым карандашом. Ошибся – вытер ластиком и переписал. Учитель показал, как правильно, ученик сделал задание, исправил ошибку и получил результат. В классической украинской школе дети сразу пишут ручкой. Если ученик зачеркивает или исправляет допущенную ошибку, это уже считается помаркой, и учитель обязан снижать за это оценку на 1 балл. Я считаю это неправильным. 

В поисках ответа абсолютно нормально пробовать, ошибаться, зачеркивать, искать другой способ решения. Письмо карандашом подсознательно формирует толерантность к ошибкам. Ошибки – это не только нормально, но даже необходимо. Главное, чтобы они не останавливали никого на дороге совершенствования.

Финальное оценивание в вашей школе отличается от государственного? 

Мы готовим детей прежде всего не к сдаче ВНО и поступлению в вузы, а к успешному будущему. Мы растим не тех, кто сможет найти работу, а тех, кто создаст свою компанию или даже целую индустрию и даст работу другим. Тем не менее, важно, чтобы дети получали от учебы удовольствие и чувствовали, что эти 12 лет – не только упорная подготовка к успешному будущему, а жизнь, которая происходит здесь и сейчас.

Оценка имеет значение, но оценивание должно быть правильным. В Новопечерской школе оценивание проходит с участием ребенка, он сам говорит о своих успехах и неудачах, определяет, насколько он выложился и что нужно улучшить.

Два раза в год мы выдаем свидетельство успешности. В нем учитель прописывает, что ребенок уже умеет хорошо в разных дисциплинах и каковы зоны развития, и самое главное —  как ученик показывает себя в командной и проектной работе. Основное внимание мы уделяем не оценкам, а тому, как формируется личность. 

Беда украинских школьников – списывание. В этом часто виноваты родители, требующие от детей хороших отметок, не вникая в причины оценки. Принято считать, что 6 – плохая оценка. На самом деле, она означает лишь то, что сегодня ребенок столько заработал. Нужно давать детям право получать разные оценки. Если ставить условием только высокие баллы, ребенок будет списывать, лишь бы угодить родителям.

Какие дополнительные занятия нужны ребенку в школьный период? 

У меня нет однозначного ответа, потому что все дети очень разные. Главное, чтобы родители не переусердствовали с излишней нагрузкой, были рядом с ребенком и чувствовали его настроение, интересовались его делами и увлечениями, понимали, что происходит в его жизни, что ему нравится, а что нет. 

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Одного первые полгода младшей школы нужно забирать пораньше, не оставлять на продленку, и тогда он лучше адаптируется. Другой уже со второй недели готов записаться во все школьные кружки и учиться до вечера. 

Важнее всего, чтобы ребенок чувствовал родительскую поддержку.

Чтобы родители и дети могли вместе повеселиться, классно провести время после школы – сходить в музей, в кино, отправиться в походы. Ребенку обязательно нужно давать попробовать как можно больше, выбрать те секции и кружки, которые интересны именно ему. 

Расскажу на примере нашей семьи. Однажды мы прописали, какие ожидания от ребенка есть у мамы и у папы. Я хотела, чтобы сын был добрым, отец подчеркивал, что хотел бы видеть его сильным и смелым. Мы вместе обсуждали эти качества, оставляли самое главное и обсуждали, как это развить. Я рекомендую всем время от времени проводить такие “стратегические сессии”. 

Однако личность ребенка — самый определяющий фактор. Когда сын решил заниматься музыкой, он сразу определился – саксофон. Я его убеждала, что гитара лучше, что все девчонки любят парней с гитарой. Папа предлагал научиться играть на рояле. Но сын выбрал саксофон. Главное — понимать, что у каждого ребенка своя стратегия развития, и что для него лучше, он интуитивно знает сам.

Поширити у соц. мережах: