Osvitanova.com.ua

В руках у меня книга известного эдюкатора, основателя «Мирошколы», образовательного адвоката, как себя сам называет Евгений Мирошниченко, «Смотри и учись», и я не могла отказать себе в удовольствии поделиться с вами некоторыми мыслями из нее, в частности о том, почему у детей появляются трудности в школе, как эффективно обучать их и что такое обучение в принципе, а также о том, как мы, взрослые, можем помочь им развить пространственно-визуальный интеллект, который им очень понадобится в жизни.

Почему за визуальной стратегией в образовании будущее

Большинство проблем обучения носят искусственный характер. Они уйдут сами собой, когда образование возьмет на вооружение визуальную стратегию.

Визуальный символ практически универсален. Он прочно связан с определенным смыслом. Именно поэтому мы помним не словами, а образами. И эта особенность человеческого сознания стоит у истоков визуального образования.

Визуальное образование – это принципы организации информации с использованием визуальных символов. Они позволяют эффективно воспринимать, усваивать, хранить в памяти и воссоздавать знания.

Около 80% информации мы усваиваем через зрительный канал (образы, динамические картинки, экраны), а традиционная система образования полагается на аудиальную основу (формат лекций, тексты).

Учителя жалуются, что современные дети утрачивают способность воспринимать учебные и научные тексты, последовательное логическое изложение. Происходит столкновение (конфликт) клипового мышления – в образах и символах – с доминированием текста и слова. Наша эпоха – расцвет символов – логотипы брендов, пиктограммы в гаджетах, эмоджи – лучшее тому доказательство.

Наглядность не равно визуализация

Картинка с подписью не всегда включает визуальный интеллект. Наглядность – это буквальная фотография реальности. Визуальность же подразумевает создание символа, за которым может стоять большая группа данных, фактов, эмоциональная оценка информации. Визуализация – это работа, которая позволяет преобразовать информацию в целостный образ. Когда мы говорим об Австралии, наглядное отображение темы – это физическая карта континента, это не символ, символ – условное воплощение, например, кенгуру.

На заре человечества люди мыслили образами. Это простой и естественный путь для познания и коммуникации. Поэтому приемы визуального образования доступны и нужны вне зависимости от возраста и образования. Эти приемы хорошо работают в школе особенно для устранения пробелов в знаниях, для повышения мотивации к обучению. 

Что такое обучение

Мы можем понять, что чему-то обучились, когда начнем использовать полученные знания. Обучение – это направленный поток усвоения частиц знаний. Для эффективного обучения важен не столько объем входящего потока, сколько качество его усвоения, которое определяется тем, как мы им воспользуемся и во что преобразуем. 

Самый важный результат обучения – это развитие способности мышления, умения преобразовывать входящий поток информации в исходящий – мысли, решения, идеи, действия.

Еще один критерий качества усвоения знаний – уверенность ребенка. Если он мастерски оперирует полученными знаниями, уверен и радостен – он знает.

Визуализация знаний способна задействовать оба потока – как входящий, так и исходящий. В первом случае она стимулирует входящий поток, упаковывает информацию в хорошо усваиваемую форму. Во втором – при определенном наборе инструментов позволяет преобразовывать увиденное, прочитанное и услышанное в образы и символы. Это и есть МЫШЛЕНИЕ – создание нового на основе чего-то ранее неизвестного, доказательство того, что знание было усвоено и присвоено.

Понимание vs Запоминание

В обычной жизни главный инструмент образования – понимание, в школе же основной акцент делается на запоминание – усвоение большого количества научных фактов и алгоритмов. Но из-за того что мозг для поддержки нормального рабочего состояния регулярно избавляется от неиспользуемых и неопознанных знаниевых формирований, происходит забывание. Чтобы нужное не забылось, надо

- привязывать новое к уже знакомому,

- регулярно повторять материал (не просто перечитывать, а желательно пересказывать другому),

- применять изученное (мозг стирает все, что не используется),

- высыпаться.

Две стратегии мышления

Существует большое количество подходов и инструментов, которые позволяют развивать способность ребенка к обучению и среди них можно выделить две основных модели мышления – аудиально-логическая и визуально-пространственная. Информация поступает в мозг через органы чувств и обрабатывается там по одной из двух моделей.

Дети с первой моделью мышления предпочитают обрабатывать информацию от частных элементов к более общим, им помогают блоки, списки и алгоритмы. Их любимые формы обучения – лекция, беседы, чтение вслух. Склонны к классификации объектов, поиску связей, аналитическим рассуждениям.

Дети со второй стратегией мышления любят контактировать с и манипулировать данными и инструментами. У них развито образное мышление и поэтому они лучше воспринимают информацию в виде рисунков, диаграмм, фото, видеоматериалов, компьютерной графики. Им нравятся задачи, в которых может быть несколько решений, они не любят инструкций и хотят видеть результат сразу. Не любят сидеть на месте, им нравится, когда происходит смена  активностей.

Детей с аудиально-логической системой всего 10-15% и это, как правило, отличники в традиционных школах. Остальным детям присуща визуально-пространственная модель мышления и поэтому у них и возникают сложности в обычных школах.

Как развивать пространственно-визуальный интеллект

Школа развивает аудиально-логический интеллект, который работает с типовыми задачами, имеющими один правильный ответ, увязывает данные между собой и классифицирует их. Но жизнь и бизнес требует креативности, умения видеть взаимосвязи, генерировать решения для нестандартных задач. А это уже задачи для пространственно-визуального интеллекта.

Развивается этот тип мышления благодаря занятиям рисованием, тренировкой наблюдательности и внимательности, пересказыванием фильмов, событий дня, прочитанных рассказов, фантазированием и облечением фантазий в рисунок, коллаж, видео, ориентирование в пространстве, например, при составлении квестов.

А узнать о принципах визуализации данных, секретах упаковки информации, визуальных конспектах, лайфхаках усвоения информации и рекомендациях автора для родителей, чьи дети испытывают трудности с математикой, физикой, биологией и другими школьными предметами, вы сможете из самой книги. Один экземпляр можно выиграть в розыгрыше по ссылке (рендом сделает свою работу 15 октября) или приобрести здесь за 260 грн

Поширити у соц. мережах: