Загадочная страна, даосская мудрость, инновационное образование. В Украину прилетал Thakur S.Powdyel (Такур Паудел), экс-министр образования королевства Бутан. Он в образовании уже 35 лет. И был у руля сферы, когда король страны решил кардинально изменить направления и поставил сферу образования во главу угла, как дорогу к достижению цели. Так в Бутане появились «зеленые школы», о которых хочет узнать мир. На встрече с украинскими освитянами 27 марта в DEC Education Паудел о них детально рассказал.

Вечер, темно, за окном дождь со снегом, люди влетают в помещение слегка мокрые, немного уставшие, быстро сбрасывают одежды и тянутся за чашкой согревающего кофе-чая. Они шумят, общаются, улыбкой приветствуют друг друга. Но из всех выделяется мужчина небольшого роста в сером кимоно с идеально белыми, будто только что накрахмаленными манжетами. Очевидно, это – Такур Паудел, герой вечера, который через пару минут начнет свой рассказ про образование в его родной «стране Дракона» – Бутане. 

Он стоит в тени, в углу зала. Руки в замок, но расслаблены. Уголки губ в улыбке, а глаза быстрые, бегают от человека к человеку, наблюдают. Тут его кто-то окликнул, и он делает небольшой поклон и радостно открывает замок рук на встречу. Движется быстро и четко, во время диалога не сводит глаз с собеседника и широко жестикулирует. А потом вновь складывает руки в замок и уходит в тень, продолжает наблюдать.

И что-то такое таинственно-загадочное в этих четких, вымеренных движениях. Откликается быстро, наблюдает терпеливо, рассматривает пронзительно. А когда говорит, подбирает такие интонации и емкие выражения, которые попадают в сердце и цепляют на долго.



Великая цель образования

Королевство Бутан – закрытая для мира буддистская страна, потрясает красотой и горизонтами, окружена Гималаями. Там строения-дзонги, превышающие европейские замки в разы, и совсем не верится, что обычный человек смог когда-то такое построить. Там люди чтят традиции, не хотят демократии, любят короля. Они продолжают носить национальные костюмы в повседневной жизни. И кажется, от современного и привычного нам мира взяли только кроссовки и мобильные телефоны, и то редко. Но кажется, они счастливы. И хочется разгадать ту мудрость, которую передают их счастливые лица. Мудрость, недоступную европейскому человеку в нашей сверхскоростной жизни.

Такур Паудел (Thakur S.Powdyel) в образовании уже 35 лет. И все эти годы он верил, что именно эта сфера – ведущая для успеха страны, а обучение – это одно из самых сильных Служений, которое вообще возможно в мире. Даже медицина с этим не сравнится. Он верит, что у образования есть великая цель.

«Мы верим, что у каждого человека есть своя мечта. В то же время, у каждой страны и нации есть своя цель и мечта. По крайней мере, у каждой нации она должна быть. Что вы видете на фото?», – спрашивает Паудел.

Это – Полярная звезда, или путеводная. Раньше по ней ориентировались моряки в океане, находя свою цель и направление. Сегодня нам незачем смотреть на небо и искать звезду, чтобы найти путь, ведь все доступно быстро в интернете. «Мне интересно, сколько людей сегодня смотрят на солнце, звезды и небо?»

Но сегодня, как никогда ранее, каждому из нас надо найти свою Полярную звезду и ориентироваться на нее. Нам, нашему обществу, нации. Многие страны живут и не понимают, куда двигаться и куда они придут через 5-20 лет.

«Нации важно иметь свою путеводную звезду. Она дает ощущение цели и направления движения. Осознание этого позволяет мобилизовать свое движение», – говорит Паудел.

Всеобщее национальное счастье

Для Бутана такой звездой стало направление, которое отыскал четвертый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 16 лет. Молодой по возврасту, но очень прогрессивный. Он задавался вопросами: «Куда стране двигаться? Что другие страны называют прогрессом, развитием? Как это оценивают и измеряют? Что такое «развитие»? Какова вообще цель жизни?».

В результате поисков понял, что, как правило, успех страны измеряют единственным показателем – валовым национальным продуктом (ВНП). Но что-то здесь не так. ВНП не показывает картинку жизни общества целиком, все сферы жизни каждого члена общества. Он показывает лишь развитие экономики, физические и материальные ценности. Но развитие должно быть комплексным.

Король предложил помимо ВНП использовать и другие показатели развития страны. Мы, люди, материальны, но еще и эмоциональны. У нас есть психологические, духовные, художественные потребности, и это – не про материальное. А чтобы разумно оценить качество жизни, эти параметры надо также учитывать.


Король выбрал такой подход: всеобщее национальное счастье – как главный показатель успеха и развития страны. «Если мы сможем найти способ слушать сердца, мы создадим целостное и стабильное государство».

Это решение стало путеводной звездой Бутана, их big vision. А поскольку дети сегодня – это будущее завтра, они должны знать и продвигать эти идеи. Потому образование детей – один из важнейших ингредиентов для успеха любой нации.

Так в 2010 году в Бутане начали инициативу «Образование для Всеобщего национального счастья». Чтоб внедрить эту идею, нужна была реформа, результатом которой стало построение Green Schools, а цель – Зеленый (Экологичный) Бутан. Все 600 школ Бутана работают по такой системе.

Чьему запросу мы служим

Greenery – это не только про цвет. Это метафора для всего, в чем есть и что дает жизнь, все формы жизни. Green School равно Green Society.

Но главный вопрос, которым должны задаваться все участники сферы образования, это вопрос "Чьему запросу мы служим?».

Собственнику школы, родителям, рынку, директору, Богу, жизни, моральности, общества? Чьим запросам должно служить образование? Ответ на этот вопрос позволяет сформулировать фундамент системы.

Сегодняшняя система образования во всем мире, как правило, отлично служит запросам разума. Ум детей острый, они хорошо образованы. Но человеческие жизни больше, чем только разум. У нас есть эмоции, сантименты, психологический климат, компоненты, которые делают нас теми, кем мы есть. Есть очень важный духовный элемент. Признание этого позволяет составить целостный подход к образованию.

В Бутане выделили 8 запросов, которые легли в основу "Зеленой школы"

1. Natural Greenery  – единение с природой (чистота, красота, отсутствие мусора и фастфуда, наличие растений и деревьев)

Земля – это наш общий дом. Мы используем ресурсы Земли, чтобы осуществлять нашу человеческую деятельность. Но мы должны с уважением относится ко всему, что дает нам природа. А она дает нам жизнь и пробуждает наши чувства: мы слышим, видим, пробуем что-то на вкус и щупаем. Все наши возможности расширяются благодаря ресурсам планеты Земля.

А с другой стороны, все изменения нашей планеты – это результат человеческих действий. Сегодня на кону выживание человеческой нации. Мы должны понимать, какое отношение к нам имеет почва, воздух, вода, что это для меня. Это один из самых важных элементов, с которых начинают образование в школе Бутана.

«Мы верим, что задача номер один – это научиться уважать и понимать взаимообмен между нами и природой. Она без нас выживет, а мы без нее – нет. Нам нужны подарки Земли».

Детям важно понимать эти взаимоотношения. А понимание заставляет их быть скромнее, уважительнее и учит их ценить наш общий дом. Они будут чувствительными, осознанными и сердечными, и сформируют потребность сохранить отношения человека с планетой.

Мы должны что-то оставить для последующих поколений, удовлетворять не только наши потребности, но и потребности наших детей, и их детей. Не только выживать, но и процветать.

2. Social Greenery – умение строить доброжелательные и позитивные отношения с окружающими

Дети – не только отдельные индивидуумы, но и часть целого – семьи, друзей, общества, нации и страны. Приходя в школу, дети встречают людей, с которыми ранее не встречались, не были знакомы, и строят длительные взаимоотношения. Школа должна помогать строить эти отношения в гармонии и с благожелательностью. В школе должны научить строить мосты.

Дети должны научиться позитивному построению отношений со всеми – как жить вместе, как праздновать друг друга, как уважать различия, как вместе приходить к успеху, как научиться взаимодействовать, а не только соревноваться.

Школа должна дать такую возможность строить отношения и позитивное поле. Дети, которые научились строить отношения в школе и умеют дружить, будут лидерами, будут помогать решать проблемы, объединять людей, управлять обществом.

3. Cultural Greenery – понимание того, кто мы и  что делает нас  нами (ценности, чувства, мировоззрение)

Культурный компонент – это то, что делает нас нами. Дети должны понимать, что делает Украину – Украиной. Что такое – украинская идентичность. Что такое украинская личность, какая она. Кто те известные личности прошлого, поэты, писатели, музыканты, философы, ученые, математики и что мы получили от наших предков.

Это создает культурную идентичность. А нам важно понимать, в чем наша культурная уникальность. Это – празднование наших разнообразий и различий в мире.

Смотреть в будущее очень важно. Но крайне важно, чтобы у детей было время заглянуть в прошлое.

4. Intellectual Greenery – позитивное отногшение к новым идеям, знаниям и информации, открытость ума к новым открытиям и инсайтам и изучению их достоинств

Запрос разума, интеллекта. Разум рождает идеи. А идеи движут человечеством. Вот сейчас мы находимся там, куда привел нас наш разум – прогресс, технологические инновации. Достичь прогресса можно только если держать разум открытым. Потому важен запрос ума к образованию.

Но в большинстве стран этот запрос выполняют. Без интеллектуального компонента школа не будет должной школой.

5. Academic Greenery – наша способность открывать и ценить великие идеи, которые делают жизнеспособными те академические дисциплины, которые мы изучаем в наших тучебных заведениях

Да, мы должны обучать детей определенным предметам. Но начинать следует с большего, того, что стоит за каждым предметом. Мы должны задать такие вопросы: "Что делает физику физикой? Что математического в математике, в чем ее суть? Чем литература отличается от языка? Каким образом люди в прошлом решили поместить некоторые вещи в химию? Каким образом география отличается от истории, музыка от технологии?".

Это не только поверхностное изучение предметов, а заглядывание в их суть и глубь. Основа основ.

6. Aesthetic Greenery – наша способнность расширять спектр нашей чувствительности, чтобы ценить предметы и идеи, которые возвышают нас над обыденными вещами и прозой повседневности

Эстетика. Что является красивым, грациозным, полным вкуса? Это очень важный запрос.

В мире есть огромное количество вещей без экономической основы – наши предпочтения, вкусы, что нравится и не нравится. Чтобы жизнь была полноценной и можно было ею наслаждаться, мы должны все это уметь видеть. Потому что это умение доставляем нам радость.

Должна быть возможность творить, фантазировать, представлять, воображать, создавать, строить. Ум должен летать. Дети должны быть создателями.

Эстетику многие сегодня потеряли. Технологии очень важны – интернет, мобильные. Но если их не использовать должным образом, они могут высосать душу из пользователя. Повлиять на целостность ребенка. Мы можем это не допустить, если предложим альтернативы, когда дети будут творцами, создателями, что даст им какую-то уверенность, они будут гордиться тем, кем являются, а не зависеть полностью от машин и технологий.

Очень важно помогать детям, поддерживать и сохранять свою целостность. Это поможет им знать, кто они – гении, творцы, создатели. Потому искусство и эстетика очень важны.

7. Spiritual Greenery – принятие потребности в более высоких, благородных и возвышенных понятиях, чтобы стать наполненными и реализованными

Многие считают неполиткорректным изучать в школе духовность. Но нравится нам это или нет, а мы все – духовные создания. Мы можем создавать атмосферу духовности без углубления в какую-то из религий и вероисповеданий.

Духовность освобождает, оживляет, знакомит нас с высшими мирами, более чистым разумом. Мы, люди, не идеальны по своей сути, не целостны и не духовны, не совершенны. Но мы хотим быть лучше, совершеннее.

Духовность как компонент школы – это признание, что есть что-то выше нас, что-то более секретное, доброе, священное, чем мы. Осознание этого делает нас более скромными. Важно, чтобы дети понимали, что есть другие существа, силы, веры, которые могут научить быть лучше, стать более наполненными.

Это помогает нам слушать свой внутренний голос и праздновать то, что есть внутри нас самих. Удовлетворить эту потребность – быть лучшей версией себя.

8. Moral Greenery – наша способность видеть различия в ценностях, которые делают нас людьми

Как предмет этику редко изучают в школе, но этика – это ориентация ума.

Мы – думающие существа. Но как мы определяем, что есть правильно и нет, что правда и неправда, какие люди хорошие или плохие? Это – понятия морали. Способность различать эти понятия – очень важный компонент образования. Если дети это умеют, они сильны. Без моральных ценностей невозможно где-то глубоко внутри понять и почувствовать, что что-то не так.

Люди у власти делают вид, что нет «плохо» и «хорошо» – это все неважно. Но что происходит в конце? Когда у людей нет личностных ценностей, целые общества и организаций распадаются, не могут вести за собой. Если дети будут четко понимать различия «плохо», «хорошо», правильно», «верно», «буду делать или нет», все будет хорошо у нации.

Господин Паудел отметил:

«Цель образования – культивировать в молодых людях знания и ум, сердце, добрые действия. Хорошее, экологичное  образование – это гармоничная комбинация ума, сердца и рук. Возвращайтесь к истокам нашей сути».

Пока что рано судить о результатах реформы, ведь в самом Бутане она не так давно реализована. Но сам экс-министр говорит, что направление образования и школа ценностей – путеводная звезда их страны. Они так решили и верят в это. А время покажет.

Отзыв о встрече Светланы Залужной, директора DEC life school

Встреча с экс-министром образования Бутана была больше вдохновляющей, нежели прикладной. Хотя у украинских слушателей всегда есть запрос больше на то, чтобы узнать, что делать, как делать, как измерять результат.

Он предлагает слушателям посмотреть на процесс образования не из уровня школы, а из уровня мироцентрического. Другими словами, задать себе вопрос: «Что нужно миру, что должно сделать для мира поколение сегодняшних школьников?». И из этого должен звучать запрос и задача для школы.

Концепция «Зеленой школы» предлагает изменения парадигмы учителей и лидеров школ, и как следствие, самой нации. На мой взгляд, из 8 принципов, которые включены в концепцию «зеленой школы», нашей системе и сознанию нации, на данный момент, доступны только 2 –  это знания и навыки. Да и то навыки – это тренд последних нескольких лет. Мы только говорим об этом, в реалии система работает только на знания. Нам недоступны пока что моральный, этический, духовный, эстетический, культурный и глобальный аспект этой концепции.

Для DEC life school концепция «зеленой школы» очень близка, и мы системно включаем в педагогическую концепцию школы все аспекты. Конечно, это происходит очень неравномерно. Более того, это невозможно сделать сразу и быстро.

Мы целенаправленно уделяем время моральному, духовному, этическому аспектам, навыкам и знаниям не только учеников, а прежде всего команды учителей. Однако, без участия семьи изменение парадигмы детей для новых задач невозможно. Поэтому мы работаем и с родителями, мы строим комьюнити.

Мы осознаем, что наши желания построить, укрепить и совершить устойчивые изменения даже в нашей маленькой школе требует колоссальных усилий, времени, терпения и веры. На сегодняшний, день мы одна из немногих школ, которые создают пространство и условия для таких изменений. Мы проводим сотни часов тренингов и практик по ненасильственной коммуникации, фасилитации, медиации, медитации и йоги. Получаем огромное количество инструментов для того, чтобы создать условия, при которых все аспекты «зеленой школы» могут иметь возможность зарождаться. Чтобы в детях зарождалась новая парадигма, она должная появиться у взрослых, в их среде – это очень важно понимать. Очень радостно наблюдать эти изменения в детях, их моделях поведения, взаимодействия, как по другому они задают вопросы.

Возможно ли это в Украине? Я уверена, что это возможно в любой стране. Другой вопрос, что каждая нация находится на разном уровне зрелости, имеет свою историю и обусловлена многими факторами.  И потом в самом Бутане – это еще путь, а не результат. Для Украины в целом сейчас такая концепция, на мой взгляд, невозможна, так как перепрыгнуть уровни развития не получается. Нужно время.  Мы не можем говорить в школе с детьми и с учителями про эстетику и этику, про душу и сердце, про то, что мы есть часть целого мира – это будет недоступно их сознанию. Пока уровень агрессии, критики, недовольства, отсутствия понимания своей ответственности за себя, высоких ожиданий друг от друга и правительства в обществе не начнет меняться.  Но начинать сеять эти зерна конечно нужно!

Реально искать в каждой школе людей, открытых к этому, агентов изменений, и собирать их на уровне района, города, страны. В каждой школе есть такие учителя и родители, им нужно создавать условия для объединения, для чувства единомышленников и общей силы. Если такое ядро возникнет, то у него точно хватит энергии для изменений в любых условиях.

Еще мне кажется очень важным дать государственное признание таким школам, как наша, чтобы мы стали поставщиком знаний, методологий и образовательных технологий для системы. Ведь мы делаем, исследуем и создаем теорию из практики уже сегодня.

Поширити у соц. мережах: