Взрослые, которые всю жизнь ищут себя и отвечают на вопрос  "Чего ты хочешь?" пожиманием плечами, это дети, чье мнение, поступки и решения либо опровергались, либо просто не замечались взрослыми.

Человек, чью инициативу пресекали в детстве, во взрослой жизни не сможет принимать собственных решений, ведь в голове у него будет четкая установка "другие сделают лучше".

Хуже этого может быть только то, когда родители демонстративно переделывают за ребёнком то, что он очень постарался сделать, а может ещё и поругают за это. У ребёнка в голове начинает формироваться новая нейронная связь:
когда я что-то делаю, мама может рассердиться. Тогда уж лучше мне ничего не делать и, как следствие, не хотеть.

Когда все детство у ребёнка вы не спрашивали, чего он хочет и что ему нравится, тогда и в подростковом возрасте вы получите школьника, у которого не будет желания стараться, учиться, сдавать хорошо экзамены, а уж тем более определяться с профессией. Согласитесь, ведь проще быстро покормить, чем объяснять, почему он должен есть кашу сам, и кухня читстая, и время на ее уборку не надо тратить, или быстро сделать что-то за ребенка, чем потом переделывать.

Для такого ребёнка лучший вариант, если вуз выберут родители. Ведь родители всегда сделают лучше, чем он. Да и стараться по этим же причинам не хочется (другие сделают мою работу лучше, зачем тогда вообще напрягаться?).

Говорить о том, как НЕ надо поступать, можно вечно, перейдём лучше к тому, как стоит поступать с ребенком, чтобы он в будущем четко понимал, что он хочет и какую ему профессию выбрать.

Читайте также: Безынициативные подростки, или Почему они ничего не хотят

Для того, чтобы ребенок в будущем знал, кто он, чего он хочет и имел своё мнение, важно:

- Поощрять любую детскую инициативу.  Уже с ранних лет у ребёнка можно различить предпочтения к определенным играм, людям, предметам. Относитесь внимательно к интересам своего малыша. 
- Принимать его увлечения, разделять их и интересоваться ими.
- Давать ребёнку возможность выбора (что хочет взять с собой на прогулку или что ему почитать перед сном, например).
- Давать ребёнку право на эмоции. То есть, если малыш не хочет делиться своей любимой игрушкой с другим ребёнком, то не нужно настаивать на этом, а уж тем более называть его жадиной. Старайтесь озвучивать эмоции своего ребёнка и предлагайте ему выход из ситуаций.
- Сравнивать только с самим собой! Не с Петей, Васей, Машей, а с собой!
- Спрашивать, спрашивать и ещё раз спрашивать. Чего ты хочешь? А что тебе нравится? А кто тебе больше нравится – повар или космонавт? А ты уже разбираешься в компьютерах?
- Просить помощи! Лучше не сетовать на то, что ребёнок просиживает за компьютером, а попросить его установить вам какое-нибудь интересное приложение или обновить ПО. Маленьких детей тоже просите о помощи и даже поддержке.
- Ещё важно, чтобы у ребёнка были свои обязанности. Я вообще считаю, что то, что может подросток делать самостоятельно, он должен делать и делать в срок.

Казалось бы, несложные рекомендации, но как частно мы забываем, что дети – это личности, которые не должны соответствовать нашим ожиданиям и оправдывать их. Что у них может быть и есть своё мнение, отличное от нашего, и что у них будет своя жизнь.

И хотелось бы, чтобы она была счастливая!