Osvitanova.com.ua

 

Я не знаю, как можно за два месяца отбить у первоклассника охоту ходить в школу, но некоторым педагогам (язык не поворачивается сказать "учителям") это удаётся.

Ближе к Новому году телефон в "Афинах" начинает разрываться. Родители с тоской в голосе, заранее ожидая отказа, задают один и тот же вопрос: может, есть хоть одно местечко?

Увы, мест нет. И тогда родители задают второй стандартный вопрос: а может, вы посоветуете какую-нибудь школу, где к первокласснику будут относиться как к человеку, где в классе не сорок учеников, а хотя бы двенадцать, где учителя не орут и не заставляют маленького непоседу сидеть полчаса неподвижно?

Да, я знаю такие школы. Собственно, это не совсем школы в привычном понимании. Возможно, это прототипы или зародыши образовательных организаций будущего, и потому для них ещё не придуманы подходящие названия. А может, наоборот, это возврат к истокам, к античности, где σχολή означало "досуг". В любом случае, они есть, с каждым годом их становится больше, и это тенденция, к которой стоит присмотреться повнимательнее.

Сами себя они называют "альтернативными школами". Я не знаю, зачем они это делают, потому что тем самым загоняют себя в педагогическое гетто, в образовательный андеграунд. Лично я убеждён, что маленькие семейные школы — это мейнстрим, а вот как раз государство предлагает гражданам устаревшую и некачественную альтернативу.

Ну, о'кей, "альтернативные" или "семейные" — в чём они похожи друг на друга и чем различаются?

Прежде всего все они созданы родителями для своих детей. Как правило, основатели этих школ — не педагоги по образованию. Это ни в коей мере не слабость или недостаток. Педагогика — это в первую очередь харизма, внимательность и здравый смысл, и лишь во вторую — эрудиция и манипулятивные техники.

"Я убеждён, что маленькие семейные школы — это мейнстрим, а вот как раз государство предлагает гражданам устаревшую и некачественную альтернативу"

Второе сходство — семейные школы маленькие и юные. "Старейшая" из них — школа-парк Dixi — создана 6 лет назад. Собственно, Dixi не вполне семейная: она создавалась как демократическая школа наподобие знаменитого Саммерхилла (так же, как и школа "Афины" 22 года назад).

Третье сходство — семейные школы работают без государственных лицензий. Но это не означает, что учащиеся не получают табелей и аттестатов. Как правило, дети числятся на экстернате или дистанционном обучении в той или иной государственной школе, два раза в год, а иногда и чаще, сдают контрольные, зачёты и в результате имеют такие же бумажки с теми же самыми циферками, что и прочие ученики.

А различия… Тут я вынужден остановиться и сделать ремарку. Семейные школы удивительным образом похожи и не похожи друг на друга. Возможно, из-за того, что возникли они как закономерное отрицание классно-урочной системы, причём даже тогда, когда в них тоже есть уроки и классы. Мы все ушиблены советской школой, за годы независимости окончательно деградировавшей и омертвевшей. В своих школах мы по-разному пытаемся изжить её бессмысленные и бесполезные практики — зубрёжку, начётничество и палочную дисциплину. И чем разнообразнее ответы на проклятый вопрос "что делать?", тем больше появляется похожих в своей непохожести школ.

Тем не менее, поскольку я пишу колонку, а не трёхтомную монографию, исключительно для удобства изложения я разделю все эти образовательные проекты на четыре большие группы.

Первую группу можно охарактеризовать как НЕшколы. Основная движущая идея — полный или частичный отказ от классно-урочной системы, жёстких программ и обязательного учебного плана. Взамен предлагается следовать за интересом ребёнка и в минимальной степени структурировать его день. Примерами могут служить "БеркоШко", "Скворечник" и уже упоминавшаяся Dixi.

"Педагогика — это в первую очередь харизма, внимательность и здравый смысл, и лишь во вторую — эрудиция и манипулятивные техники"

Вторая группа — это школы "улучшенные и дополненные". Формально они не отрицают классно-урочной системы, но пытаются вдохнуть в неё новую жизнь. Это школы, твёрдо стоящие на принципах системности и научности, впрочем, без слепого следования требованиям государственных образовательных программ. Обязательную программу дополняют курсы и студии. Учредителями, как правило, становятся профессиональные педагоги, хотя по формату это типичные семейные школы. В качестве примера могу назвать семейный центр "Китерра" для учеников 6–8-х классов.

Третья группа — "традиционно альтернативные" школы, использующие модели Марии Монтессори и вальдорфской педагогики: "София", "Борисфен", UMI и др. Удивительно, но у нас практически неизвестен так называемый Дальтон-план. А между тем Дальтон-школы широко распространены во всём мире и, кстати, были очень популярны в СССР в 1920-х годах, пока их не уничтожил Сталин, приверженец дореволюционного классического образования.

И, наконец, четвёртая группа — это школы, созданные той или иной религиозной организацией. Тут я ступаю на тонкий идеологический лёд, поэтому примеров приводить не буду.

Безусловно, это деление очень грубое и не учитывает всех нюансов, позволяющих подобрать учебное заведение, подходящее именно для вашего ребёнка. Но этого и не нужно. Вы можете прочитать мегабайты обзоров и отзывов, однако выбор следует совершать только вживую.

Алгоритм ваших действий должен быть таков.

Позвоните в школу. Попросите о встрече с руководителем или основателем (зачастую это одно и то же лицо). Послушайте, что вам ответят.

"Обращайте внимание на то, как общаются между собой дети и взрослые, дети и дети, взрослые и взрослые. Это скажет вам больше о принципах школы, чем любые торжественные декларации"

Если стиль общения по телефону вам понравился, сделайте следующий шаг. Придите в школу. Попросите провести экскурсию. Послушайте, что вам расскажут. Если экскурсия состоится, смотрите и слушайте. Обращайте внимание на то, как общаются между собой дети и взрослые, дети и дети, взрослые и взрослые. Это скажет вам больше о принципах школы, чем любые торжественные декларации.

Если вам всё понравилось (включая стоимость обучения), попробуйте договориться о пробных днях, а лучше — пробной неделе для вашего ребёнка. Понаблюдайте за его настроением вечером и в особенности утром. Если вечером он в меру уставший, но утром вновь полон сил и готов вприпрыжку бежать в школу, значит, эта школа не только ваша, но и его.

Ну а если вы так и не отыщете школу, которая вам понравится, придётся идти тем путём, которым до вас прошли многие другие родители. Возможно, созданная именно вами семейная школа станет тем открытием, которое навсегда изменит наш мрачный образовательный ландшафт. Согласны? Тогда вдохновения вам и удачи!

 

Алексей Греков

соучредитель школы "Афины"

Поширити у соц. мережах: