Osvitanova.com.ua

Цифровые инновации — привычная часть качественного обучения во всем мире.  Украине уже сегодня стоит инвестировать в ИТ-решения для учебного процесса, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке. Обнадеживает, что команда Министерства образования и науки Украины (МОН) осознает важность трансформации образовательного процесса. Рекомендовав внедрение smart-решений в систему образования, МОН приблизил отечественные учебные заведения к мировым стандартам.

Диджитализация изменит школы будущего

Через 10–15 лет школьные уроки будут кардинально другими. Преподавателя технологии не заменят, но помогут в его работе. Трехмерное изображение вытеснит двухмерное. Технология дополненной реальности (AdReality) позволит ребенку одеть шлем и увидеть себя в другой реальности. Виртуальный урок в Колизее или Британском музее станет стандартом. Мини-компьютер на поясе и очки, с помощью которых можно общаться, задаст иной формат уроков. Можно будет смотреть подготовленный урок в трехмерном изображении, а затем поиграть в ролевые игры, закрепляя материал, или поработать удаленно в группах. Пребывание ребенка в школе сократится, зато вырастет объем получаемой информации. Кажется фантастикой? А ведь все эти технологии, пока дорогостоящие, существуют уже сегодня. Стоит шлему или очкам подешеветь — и они заменят компьютеры в классе. 

Уже сегодня образование требует нового качества

Как сделать учебный процесс более эффективным? Что поможет учителю? Язык технологий стал привычной частью повседневной жизни детей, поэтому доска с мелом проигрывает более современным решениям. Например, одна из новейших технологий, призванная сделать урок интересным, — профессиональный компьютер, созданный специально для обучения, интерактивные панели. Иными словами, большой многофункциональный планшет на мобильной устойчивой подставке с интуитивно понятным интерфейсом и множеством возможностей. На сенсорном экране можно писать любым непрозрачным предметом, показывать видео, управлять изображением, подключать приложения для мобильных устройств. Устройство позволяет перейти от работы с двухмерным изображением к 3D, а также создавать яркие интерактивные уроки. Наш опыт установки таких устройств в школах Львовской области показал: с новой технологией школьный урок становится интереснее и для преподавателей, и для класса.

Интерактивные технологии помогают вовлечь детей

Доказано, что человек лучше всего запоминает увиденное. А с развитием гаджетов, в эру перенасыщенности информацией у преподавателя есть только 10 секунд, чтобы привлечь внимание современного ребенка. При помощи smart-решений это сделать легче, т. к. можно не только рассказать о теме урока, но и показать. Видя яркий планшет на полстены, дети перестают "сидеть в смартфонах" под партой и включаются в учебный процесс. Учителя говорили нам, что работа с мультибордами повышает успеваемость, т. к. является для детей своеобразной наградой. Даже "середнячки" в классе стараются выучить урок и продемонстрировать ответ у мультиборда — с ним интересно взаимодействовать, включается элемент "игры".

Безопасность и здоровье детей в приоритете

Мы обратили внимание, что для школ приятным открытием является безопасность новых технологий для детей. Во многих школах стоят ламповые проекторы, по старинке. Но для работы с ламповым проектором нужно зашторить окна, от этого страдают детские глаза. Когда при работе с мультибордами учителя шли задернуть шторы, мы объясняли, что дневной свет можно оставить. Мультиборды не боятся прямых солнечных лучей, не требуют затемнения окон, их использование помогают беречь зрение детей, работающих в классе. Многих педагогов волновало, можно ли такую с виду хрупкую и недешевую вещь оставить наедине с детьми. Мы объясняли, что качественная панель для школы — прежде всего прочная. Алюминиевая рамка и стальные каркасы не дают панелям упасть. Экраны из закаленного стекла выдерживают не только царапины, но и удар кулаком.

Вовлеченность учителей в процесс внедрения smart-решений

Понимая актуальность технологий в школе, мы все же были удивлены, насколько украинские учителя инициативно подошли к использованию мультибордов на уроках. Первый страх перед новинкой если и был, то быстро проходил. Со временем преподаватели делились впечатлениями, что больше всего их "покорила" возможность проявить креатив при создании урока. Например, появилась возможность добавить к сухой цифре интересное видео. Есть возможность сделать пометки пальцем или маркером, сохранять уроки и потом использовать уже созданный раньше контент. Или учитель подключает камеру — и дети с задних парт могут рассмотреть лабораторные опыты на большом экране.

Кроме того, современные технологии помогают сэкономить время:  можно создать урок на компьютере,  а затем просто показать его в классе на интерактивной панели. Не обязательно сидеть после утомительного рабочего дня над тетрадками: мультиборд раздает тесты ученикам, проверяет работы и ставит оценки сам. Кроме того, уже существует ряд электронных учебников — полноценных аналогов печатных, оптимизированных под интерактивные панели. Есть специально разработанный софт mClass, который позволяет одновременно обучать целый класс или проводить уроки дистанционно. Это очень актуально для детей из отдаленных районов или если школа закрыта на карантин.

Внедрение технологий позволяет школам экономить

Первый опыт эксплуатации показал, что smart-решения — экономически выигрышны. Например, только по мультибордам при долгосрочном использовании (5–10 лет эксплуатации) затрат меньше, чем при использовании экранов с проекторами за счет экономии на чистке, замене ламп и т. д. В подобных современных решениях для школ не должно быть скрытых затрат на дополнительные опции, продление лицензий или обучающие материалы.

Осторожно, некачественный товар

Мы отметили, что новые технологии привлекают внимание школ, создавая для образовательных учреждений риски купить не то, что им нужно. Дело в том, что не все понимают: устройства бывают как проверенные и безопасные, так и кустарного производства. Некачественная интерактивная панель — это не только риск не получить всех преимуществ smart- решений. Под большим вопросом в кустарных девайсах качество и безопасность. Для школьного учреждения это просто опасно, т. к. может обернуться травмой ребенка — например, порезом или ударом тока. При выборе подобных устройств важно обращать внимание на рекомендации МОН Украины.

Поширити у соц. мережах: