Osvitanova.com.ua

Сегодня мы хотим познакомить вас с очень интересной концепцией построения процесса обучения, а именно  «Четыре столпа обучения» (англ. 4 pillars of education)

Данная концепция подходит для школ, домашнего обучения и даже просто как помощник в воспитании. Была разработана ЮНЕСКО еще в 1996 году и признана одним из лучших в мире подходов к обучению. Ценность метода заключается в том, что он помогает заострить внимание учителей и родителей не только на теоретическом заучивании материала, но и на воспитании личности.

Learning to know или навык познавания

Основная задача родителя – научить ребенка самостоятельно познавать окружающий мир и помогать в развитии данного навыка. А это значит, ребенку нужно  показать, как искать информацию и сформировать у него навык критического мышления  вместе с любознательностью. Что впоследствии ляжет в основу непрерывного обучения – life long learning. 

Первым делом нужно донести до ребенка, что если он хочет быть в своей жизни «эффективным», ему понадобится широкий спектр знаний из разных областей. Затем стоит развить у ребенка навык учиться самостоятельно и объяснить, почему ему придется учиться всю жизнь. В этом деле вам помогут планирование, рефлексия и оценивание своего прогресса. Оценка также будет выполнять роль мотиватора. Когда ребенок понимает, что продвигается в чем-то и замечает свои успехи, его желание продолжать укрепляется.

Learning to do или стремление к действию

В детях просто необходимо поддерживать желание что-то делать или создавать, взаимодействовать с другими, проявлять свою независимость. Не осуждайте его выбор и мнение, а только напоминайте про ответственность и последствия. Детям обязательно нужно проверять свои знания в практике или через дейстивие. Поэтому второй столп обучения о важности применения своих знаний и навыков, о креативности и ответственности за результат.

Для развития этого навыка применяются в основном два подхода. Первый – актуализация знаний. На занятии для этого учитель поднимает какую-то уже знакомую детям тему, задает наводящие вопросы, предлагает построить гипотезу. Которую дети будут доказывать или опровергать в ходе проектной работы – второй подход.

Проекты эффективны тем, что позволяют ребенку самостоятельно трансформировать теорию в практику. При этом работа над любым проектом подразумевает постановку целей и задач, аналитику, принятие решений и практический опыт в новой сфере.

Учителям и родителям важно в этот момент перейти из роли ведущего в роль фасилитатора – показывать перспективы и давать возможность выбора. Дети в такой ситуации будут чувствовать личную ответственность, а ошибки воспринимать как нормальный процесс изучения. 

Learning to live together или взаимодействие с другими

Взрослым нужно учить детей взаимодействовать с людьми, объединяться ради общей цели, развивать социальный интеллект и способность контролировать себя. Очень важно развивать в детях навык строить гармоничные отношения, работать в команде, уважать и принимать других.

Ребенку нужно понимать, что школа – это аналог взрослой жизни, где существуют дружба, конкуренция и конфликты, а также работа в команде. Учите детей сотрудничать и понимать общественные ценности.

Мы в своей школе практикуем для развития этого навыка специальные занятия, во время которых дети учатся понимать свои и чужие чувства и потребности, открыто коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Для детей от 10 лет рекомендуются уроки философии и дебаты. Для развития культуры сотрудничества также важен пример значимого взрослого, ведь дети примеряют на себя модели поведения родителей, учителей, тренеров и др.

Learning to be или гармония с самим собой

Этот столп связан с тем, что родители и учителя должны помогать детям познать себя, свои ценности и свою уникальность. Пусть культивируют в себе внутреннюю гармонию и планомерное развитие личности. 

В случаях, когда у ребенка под внешним давлением школы или семьи происходит сбой в балансе интеллектуального, физического и духовного развития, он начинает болеть. Поэтому важно доносить до детей идеи здорового образа жизни и осознанное отношение к себе и окружающему миру. В нашей школе этот столп обучения реализуется через факультативы и творческие занятия.  

«Четыре опоры обучения» – одновременно простая и при этом очень глубокая. Любой из столпов развнозначен по своей важности, а главный ее посыл в сбалансированности. Инструментарий для реализации этой концепции очень широк. Поэтому родителям и учителям стоит подбирать их под себя, под свои запросы и цели. 

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: