Osvitanova.com.ua

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, – камень преткновения среди родителей, когда речь заходит о развитии детей. Ребенок по природе своей активен, непоседлив, так он познает мир. Но насколько непоседлив, активен или уже гиперактивен? Одни родители считают, что СДВГ – это миф, другие считают синдром страшным диагнозом. Проясняет ситуацию и развеивает мифы детский невролог Виктория Шараевская, врач медицинской сети «Добробут».

Почему СДВГ диагностируют как единый диагноз, и как между собой связаны дефицит внимания и гиперактивность?

Диагноз включает в себя симптомы как гиперактивности, так и дефицита внимания. Сейчас врачи склоняются к тому, что одно не может быть без другого. Но у ребенка на первый план могут выходить проявления гиперактивности и импульсивности, либо дефицит внимания больше себя проявляет. Также есть возрастные особенности: у детей дошкольного возраста чаще проявляются гиперактивность и импульсивность, у школьников выходит на первый план дефицит внимания. Бывает и так, что СДВГ может сочетаться с различными нарушениями психологического развития, например, аутизмом.
В три-четыре года родители уже могут замечать первые симптомы. Но здесь важно не путать, так как у маленьких детей гиперактивность бывает ситуационной. Например, если в доме собрались гости, много людей, мама хочет уделить внимание, а ребенок все время бегает и всем мешает — это оттого, что он перевозбудился от непривычной обстановки.Часто за симптомы СДВГ принимают детскую активность, подвижность, любопытство, впечатлительность, очень часто — протестное поведение.

Каковы предпосылки для возникновения СДВГ?

На сегодняшний день этиология синдрома не определена четко. Есть несколько вариантов того, что может быть причиной его возникновения:

1. Генетика, и я больше склоняюсь к этому. Когда ко мне приходят детки с СДВГ, то, как правило, их мама или бабушка вспоминают, что кто-нибудь в семье был таким же.

2. Есть версия, что возникновение СДВГ связано с протеканием беременности, угрозами на ее протяжении.

3. Проблемы во время родов и в раннем постнатальном периоде (гипоксия, родовая травма, метаболические, нарушения). Есть наблюдение, что недоношенные маловесные дети часто страдают СДВГ.

Какая совокупность симптомов дает вам понимание, что не все в порядке?

Мы пользуемся американской статистической классификации психических расстройств DSM IV, согласно которой есть девять критериев гиперактивности и импульсивности и девять критериев дефицита внимания. Диагноз ребенку выставляется примерно в три-четыре года. Раньше было мнение, что эти симптомы проявляются до семи лет, но в последней, пятой редакции, эта планка отодвинулась до 12 лет. СДВГ страдают по статистике больше мальчики, чем девочки. Но есть такой нюанс: у девочек чаще есть проявления синдрома дефицита внимания, и не всегда родители его отмечают.

Признаки гиперактивности и импульсивности:

ребенок очень беспокоен, не может усидеть на месте — все время в движении; в ситуациях, требующих статичного положения, встает, ходит, бегает (в транспорте, в театре, в школе); хаотичная двигательная активность: бегает, крутится, вскарабкивается без определенной цели; не может играть в тихие спокойные игры; постоянно находится в движении, будто заведен ; очень говорлив; быстро отвечает на вопрос, не дослушав и не подумав, сначала говорит, потом думает; не может дождаться своей очереди (в игре, на уроке и т.д.); часто мешает другим, вмешивается в разговоры, игры.

Признаки дефицита внимания:

ребенок не может долго удержать внимание, ошибается при выполнении заданий; быстро и часто переключатся, очень легко отвлекаются; не может следовать определенным правилам, инструкциям; как будто не слышит обращения к нему; тяжело самоорганизовывается (при обучении, игре); увиливает от заданий, требующих длительной концентрации; часто теряют свои вещи (одежду, игрушки, школьные принадлежности); очень легко отвлекается на посторонние раздражители; забывчивость в быту.

Если родители замечают хотя бы половину из вышеперечисленных признаков на протяжении 6 месяцев в более чем двух ситуациях, например, дома, в школе, на прогулке и такое поведение мешает социальной адаптации ребенка, стоит обратиться к специалисту. Таким деткам очень сложно заводить друзей и налаживать отношения, когда начинается учеба, они плохо учатся, а в дальнейшем все это нарастает, как снежный ком.

С СДВГ не бывает так, что ребенок дома гиперактивный, а на детской площадке «тише воды ниже травы». Поэтому также важно, чтобы и педагоги знали о синдроме и понимали, как себя вести с таким ребенком. Ведь огромная помощь родителям в обратной связи — что видит педагог в детском саду и школе, когда ребенок находится там. Кроме того, такие детки имеют проблемы с обучением, и когда они идут в школу, родителям очень важно искать педагогов, которые умеют работать с ними. Также важно всегда честно говорить педагогам об СДВГ.

Есть ли феномен перерастания СДВГ? Диагностируют ли его взрослым?

Гиперактивность, как правило, отодвигается на второй план, но дефицит внимания остается. Такие взрослые забывчивы, импульсивны, несдержанны. Они испытывают проблемы в общении, сложности при необходимости быстро сконцентрироваться, перепады настроения, депрессию.

Развеиваем мифы: есть родители, которые утверждают, что проблемы нет. Так ли это?

Позиция страуса не решает проблему. Если родители ее отрицают, это не значит, что ее не существует. Дети с СДВГ испытывают трудности в общении, при обучении в школе, что приводит к социальной дезадаптации. При оказании своевременной помощи эту проблему удактся минимизировать.

Миф второй: дети с СДВГ не могут учиться в общеобразовательной школе. Так ли это?

Это категорически неправда! Конечно, это сложно, потому что дети с СДВГ непростые. Наших педагогов можно понять, у них очень большие классы, и им сложно справляться и учитывать потребности деток, имеющих проблемы с вниманием. Если говорить о зарубежном опыте, то для таких детей есть тьюторы. У нас их, правда, только готовят, но школы, например, заинтересовывают студентов педагогических вузов для помощи учителям в работе с гиперактивными детками. Инклюзия у нас развивается, но детям с СДВГ она не обязательно нужна. Есть дети с СДВГ, которые все быстро схватывают, к примеру, они быстро делают задание и начинают мешать другим, их родителям я рекомендую по возможности выбирать школы-сады. Там всегда есть игровая комната или комната для отдыха, и такие дети могут там поиграть или полежать в перерывах между заданиями и таким образом сбрасывать свою энергию.

Как работать с детьми с СДВГ учителям?

Во-первых, им нельзя приказывать неподвижно сидеть целый урок, им можно предлагать задания, которые могут удовлетворить их потребность в активности, например, вытереть доску, раздать тетради и т.д. Таких детей лучше усаживать за первые парты, чтобы они были в поле зрения учителя. Не должно быть много раздражителей, например, ярких плакатов перед глазами, которые отвлекают внимание. Очень важно поощрять за то, что получается, и не акцентировать внимание на неудавшемся. Мне кажется, что начальная школа у нас развивается, педагоги знают об СДВГ больше, и это дает надежду.
Задача доктора же донести родителям и самому ребенку, в чем причина сложностей в коллективе, в обучении. Понимание корня проблемы — это путь к ее решению.

Миф третий: СДВГ – поколенческая проблема. Так ли это?

Я практикую 17 лет, и мне кажется, что сейчас родители больше читают, знают и чаще приходят за консультацией, чтобы просить о помощи и понять, гиперактивность это или нет. Потому что повышенная активность, любознательность не обязательно является симптомом. СДВГ был всегда, хоть в Советском Союзе этот диагноз и не выставляли. Если вы вспомните свою школу, то наверняка с вами учился какой-нибудь крайне непоседливый мальчик. С СДВГ ситуация такая же, как и с утверждением о том, что раньше не было аутизма. Мне кажется, половина диагнозов были спрятаны за другой психиатрической патологией, а большая часть пациентов (их родителей) просто не обращались за помощью. А сейчас доказательная медицина во многом нам помогает, сейчас мы открыты и можем общаться с зарубежными коллегами, знать об их опыте.

Какие методики лечения практикует украинская медицина?

Первый доктор, с которым встречаются родители, — педиатр, а сейчас и семейный доктор. В силу нашей ментальности многие все еще не идут к психиатру, даже если их направят, поэтому чаще обращаются к детскому неврологу. При первой встрече диагноз не выставляется, за ребенком нужно понаблюдать, если у меня есть подозрения на СДВГ, то направляю к детскому психиатру, при необходимости именно этот специалист назначает адекватное медикаментозное лечение. В лечении используют атомоксетин (Страттера), психостимулятор, некоторые антидепрессанты. Кроме медикаментозной терапии, применяется психолого-педагогическая коррекция, психотерапия (поведенческая, семейная, индивидуальная и групповая психотерапия для ребёенка, группы обучения для родителей).

В каких случаях медикаментозного лечения не избежать?

Если ребенок дезадаптирован, испытывает большие трудности в обучении, общении со сверстниками — медикаментозная терапия обязательна.
Хочу отметить, что популярные на постсоветском пространстве препараты ноотропной группы, нейролептики, сосудистые препараты, фитопрепараты, БАДы, гомеопатия не включены ни в один протокол лечения СДВГ за рубежом.

Как родителям помочь ребенку с СДВГ?

Должны быть четкие правила, рамки, режим дня, и они не должны меняться день ото дня. В коммуникации нужно дождаться контакта «глаза в глаза» и говорить четко и конкретно, особенно с маленькими детьми. Ваши пространные нотации, аргументы – для ребенка абстракция, он их не понимает и не слышит. Например, вместо «убери, наведи порядок» нужно говорить «собери игрушки в этот ящик». Пространство, в котором живет ребенок, должно быть упорядоченным, вещи должны лежать на одних и тех же местах. Нужно просить ребенка придерживаться этого порядка и хвалить, если у него получается.

Хорошее поведение нужно стимулировать, на плохом не акцентировать внимание. Следует сосредоточиться на сильных сторонах ребенка, если он любит футбол, то давайте ему этим заниматься. Изучайте что-то новое через то, что интересно и уже известно ребенку. К примеру, если он любит динозавров, то цвета можно учить разрисовывая их.

Деток, и не только эмоционально лабильных, но всех, нужно готовить к пребыванию вне дома. Всем хочется вау-эффекта, сюрпризов, но детям с СДВГ они нежелательны. Если вы идете на день рождения или в больницу к врачу, то нужно рассказать, что его ожидает. Например, к врачу можно привести своего «захворавшего» зайчика, прийти с детским набором врача. Тогда ребенок легче идет на контакт с доктором и охотно включается в игру, ему не так тревожно. Все мы, и взрослые в том числе, боимся неизвестности. Если ребенок приходит в новое место с чем-то своим, он чувствует себя безопаснее и спокойнее. Кроме того, хочу отметить, что в заботах о ребенке (а речь идет о гиперактивном ребенке) родители забывают часто о себе. Родители особенных деток вымотаны, это тяжелая работа без выходных. И часто такие детки – только на маме, в то время как папа на работе. Вам нужно устраивать так, чтобы к примеру, приехала бабушка, няня или друг человек, который может помочь, хотя бы на полдня, а родители могли пойти в кино, кафе, встретиться с друзьями и на что-то отвлечься.

Поширити у соц. мережах: