Татьяна Швец, заместитель директора школы «Афины», директор программ International Academy of Tutoring в своей колонке рассказывает о восьми максимально важных принципах тьюторинга, без которых этот метод не работает.

Сегодня тьюторинг – тренд, и каждая уважающая себя школа спешит объявить о внедрении тьюторского сопровождения. Почему сам метод важен и нужен, мы рассуждали ранее. Сейчас хочу поделиться нюансами, без которых попросту невозможно реализовать этот подход на практике.

Итак, 8 концептуально важных принципов, на которых основывается метод тьюторинга:

1. Открытая вариативная образовательная среда.

Условием для реализации тьюторинга является создание открытой, вариативной образовательной среды. Именно в этих условиях ребенок, умело направляемый тьютором, может делать выбор, обсуждать возможные риски и перспективы, анализировать результаты того или иного выбора, таким образом, постепенно выстраивая свое будущее.

2. Индивидуализация – основа тьюторинга.

Самое главное в тьюторском подходе принцип индивидуализации. Когда ученик становится активным субъектом, а не объектом образовательного процесса: принимает участие в выборе своего персонального образовательного или жизненного пути, ставит перед собой цели и задачи, оценивает перспективы, и принимает ответственность за свой выбор.

3. Тьюторинг – это длительный процесс.

Тьюторинг направлен на всестороннее развитие подопечного. Каждый человек имеет потенциал, который не всегда мы видим, но который может раскрыться только в определённых условиях.

4. Оценка возможностей. 

Развитие состоит не только в том, чтобы понять свои способности, а чтобы оценить неиспользованные возможности. Процесс развития, который происходит в рамках тьюторинга, основан на раскрытии и эффективном использовании этих возможностей, а также на понимании своих слабых и сильных сторон.

5. Достижение целей.

Основой тьюторинга является достижение цели, поставленной перед учеником, но и определение способов ее достижения. Ребенок осознанно принимает на себя ответственность за все возможные последствия своего свободного выбора. Задача тьютора направлять и мотивировать подопечного на достижение цели.

6. Рефлексия.

Один из основных инструментов тьюторинга. Именно рефлексия помогает анализировать свои действия, стимулирует процесс самосознания, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. А роль тьютора в том, чтобы мотивировать подопечного к рефлексии.

7. Взаимоотношения между тьютором и подопечным.

Взаимоуважение, доверие, автономия ученика с одной стороны, авторитет, доверие и вера тьютора в ученика – с другой. И, безусловно, добровольность этих отношений, которые не являются целью сами по себе, однако, являются обязательным условием. Без взаимоотношений работа тьютора невозможна.

8. Сотрудничество.

Не только тьютор влияет на своего подопечного, но и ребенок влияет на взрослого. Эти отношения смело можно назвать сотрудничеством, поскольку растет педагогический опыт, происходит обмен информацией, отрабатываются новые методики и компетенции, опыт приобретает не только ребенок, а и тьютор. Конечно, тьюторинг не решает все проблемы украинского образования, но это – методика, в которой именно ребенок находится в центре образовательного процесса.

Татьяна Швец специально для «Освіта Нова»