Osvitanova.com.ua

Почему команду EdEra объединяет ненависть, что общего у высшего образования и чистки зубов, и каким будет образование будущего, рассказал “Освіта Нова” Илья Филипов, основатель образовательной платформы EdEra, консультант ОБСЕ по созданию дистанционных курсов, эксперт в области онлайн-обучения, радиофизик по образованию.

Еще в школе я выяснила, что физики – отчаянные фантазеры. Нам твердили: «Представьте, что на тело не действует никакая сила», или «Допустим, объект движется равномерно и прямолинейно». Оказалось, среди физиков есть еще и мечтатели. Они особенны тем, что прилагают максимум усилий для воплощения своей глобальной, но конкретной мечты. Мне еще не встречались люди, как Илья, у которых в милисекунду загораются глаза, когда речь заходит об образовании. Стоит только задать первый вопрос – и все – тебя затягивает в пучину фактов, аргументов и рассуждений.

Компания EdEra уже разработала собственные курсы по географии, физике, математике, истории, английскому языку, украинскому языку и литературе, а также несколько специализированных курсов по экономике и праву.  

Сейчас вы активно работаете над новым курсом по 3D-моделированию, правильно? Почему взялись именно за этот курс и как идет процесс?

Интерфейсные курсы мы изучаем постоянно, потому что наши ребята из постпродакшина учатся самостоятельно, онлайн, проходят все курсы на русском и на английском. Заметив в них ряд проблем, обратились к художнику Саше Сурнину, а он говорит: «Класс, я бы хотел сделать 3D-моделирование». Полгода разрабатывали концепцию – как делать, какие темы, формат. И уже 5 месяцев работаем непосредственно с видео.

Курс довольно сложный, рассчитан на тех, кто будет изучать 3D-моделирование с нуля, а после прохождения сразу поймет: хочет в геймдев (разработка игр - ред.), филммейкинг индустрию или просто рисовать.

Полностью закончен первый учебный модуль, а сценарий есть для всех остальных.

Запускаем фокус-группу из 60 человек от 11 до 65 лет, которые укажут на сильные и слабые стороны продукта.  Ни один наш новый курс не выходит без оценки фокус-группой. 3D-моделирование запускаем на украинском, а потом дублируем и на английский для американской площадки. Нам надо быть уверенными, что курс точно хорош.

Чем ваш курс отличается от других подобных, особенно на иностранных площадках?

Например, на Lynda.com, одной из самых известных международных площадок по интерфейсным курсам, долго и нудно разжевывается каждая кнопка редактора, а найти нужное сложно. Такой подход в большинстве интерфейсных курсов.

Мы же сняли короткие видео, которые концептуально рассказывают о 3D-моделировании. А уже с 50 секунды начинается создание первой 3D-модели! Функционал каждой кнопки объясняется в отдельной gif-анимации, а не в видеоуроке. Результат узнаем после отзывов фокус-группы.

Как появляются идеи курсов?

Внезапно и сами по себе. А вот процесс реализации и создания – долгий и сложный. Это – наша небольшая проблема. Поэтому концентрируемся на направлениях, которые можем представить уникально.

Ты – физик. Почему решил стать педагогом?

Я не решал (смеется). С первого курса занимался репетиторством, в том числе по Skype на английском cо студентами Кембриджского колледжа, а еще со школы обожал проводить открытые уроки. Вот, конкретный кейс: никто не понимал функции, я объяснил – и поняли за один урок. Невероятное чувство.

С третьего курса проходил один за другим курсы MIT по физике. От одного из самых первых MOOC в мире (англ. Massive open online courses - ред.), Circuits and Electronics от MIT, до курсов Волтера Левина по классической физике. Мне нравилась подача материала. Увидел проблемы нашей программы и разницу подходов. И очень захотел сделать курс по физике на украинском языке, который будет смесью нашей и западной научных школ. И приступил к реализации.

Собирался уезжать на PhD в Америку. Но курс получился неплохой, и решил создать еще немного до подачи документов. В процессе работы понял, что подходы к образованию – это широкая неисследованная ниша, где можно проводить эксперименты намного быстрее, чем в науке. А плюс – это еще новый рынок технологий.

Образование увлекло меня, как наркотик, и появилась EdEra, а я вроде как стал педагогом (смеется).

Абсолютно верю, что новый формат образования изменит мир. Хочу показать, что в Украине есть качественный образовательный продукт, которого мы достойны.

Хочу, чтобы люди кайфовали от образования, как я после первого курса MIT. В этой сфере оказываешь влияние на человека прямо сейчас, и он хочет учиться дальше. Вот это круто!

Команда EdEra –  какая?

Наша команда – как необычная семья. Мы – люди от 18 до 45 лет, студенты и состоявшиеся, которые хорошо учились и продолжаем развиваться, ведь невозможно создавать классный образовательный проект, если сам непрерывно не учишься. Мы направлены на достижения и верим, что в Украине возможен качественный образовательный продукт, созданный тут же.

Думаю, нас объединяет ненависть к посредственному образованию и любовь к созданию инновационных продуктов.

Какие преимущества онлайн-обучения перед классическим?

Анант  Агарвал, основатель EdX, говорил: «Кто решил, что все хотят учиться с 8 утра до 2 дня? У нас на платформе самое популярное время 2 часа ночи». Первый плюс онлайна – гибкость для слушателя. Гибкость в выборе ресурса, места, устройства, времени, когда ты максимально мотивирован, восприимчив к материалу и хочешь учиться.

Второй плюс – доступность. Даже самое дорогое онлайн-образование дешевле оффлайн-аналога.

Третий – скорость внедрения инноваций. MIT выложил все свои лекции на OpenCourseWare в 2001 году – ничего сверхъестественного. Сверхъестественное в создании каждого продукта и подходы, заложенные в нем. Онлайн дает возможность быстро внедрить эффективные методики и подходы, и помочь классическому образованию. Есть преподаватель хочет круто готовить материал, он ищет разные ресурсы, и в онлайне решение части проблем: «Ух ты, как объяснена эта часть. Покажу-ка я ее ребятам прямо в аудитории!»

А со стороны создателей онлайн-образования, плюс в огромной выборке людей, на которой можно проверять методики и динамично изменять контент. Например, запуская какое-то объяснение в лекции, сразу видно отзывы сотен людей, «здесь не понятно, объясните иначе». Принцип microlearning, где каждый блок материала – это маленький завершенный кусочек, ведет к большему вовлечению людей. И получается гораздо быстрее и дешевле изменять программу.

Но не стоит смотреть однобоко, минусов у онлайна не меньше.

Какие минусы?

Во-первых, мотивация – ключевая проблема при прохождении открытых онлайн-курсов. Надо быть очень собранным, генерировать стимулы и ежедневно выделять время на обучение, самому без надзирателя :) Платный сертификат, оценка в университете, повышение квалификации на работе – внешние стимулы. При бесплатном контенте суть во внутренней организации. Стандартный пользователь Coursera имеет магистерскую степень. То есть, онлайн-образование в бесплатном виде подходит смышленым людям, способным учиться. Исследователи онлайн-образования колледжа Баффало говорят: «Человек, который хорошо учится офлайн, еще лучше учится онлайн, и наоборот». Поэтому сервисы онлайн-обучения не стоят на месте, такие тренды как геймификация, адаптивность, майкролернинг, стремительно развивают наше представление о вовлекающем онлайн-образовании.

Второй минус – некоторые дисциплины сложно представить эффективными в онлайне. Например, прикладная физика. Для экспериментов необходимо оборудование. В онлайн-курсе по микроэлектронике на EdX «Embedded Systems» Техасского университета высылают студентам отладочную плату, но в курсе по квантовой механике коллайдер по почте не доставят. Кстати, это - большая почва для развития у AR/VR технологий в образовании. Проверку творческих заданий не всегда можно автоматизировать через технологию peer-to-peer. Тогда надо привлекать экспертов, что ограничит стоимость и массовость - потеря преимуществ.

Третий минус – общение. Всё просто: важную роль в ценности обучения составляют связи с нужными людьми. Форум на онлайн-курсе не заменит этого.

Что получаем? Совмещая онлайн и офлайн, извлекаем лучшее из каждого формата.

Министерство образования доверило вам создание новой программы. Что из этого получилось?

В Министерстве хотели в рамках действующего стандарта хоть чуть-чуть осовременить программу и пригласили поговорить о возможностях для младшей и средней школы. Мы рассказали о нашей платформе интерактивных учебников, адаптированных под любое устройство, где к каждой странице есть доступ из Google и все можно комментировать. По аналогии с учебниками предложил привлечь экспертов и действующих педагогов со всей Украины для обсуждения и их влияния на ход обновления программы, ведь этот процесс всегда проходит закрыто. А при такой системе обсуждение открывается, а рабочие группы должны ответить на каждый комментарий. К моему удивлению – они согласились.

Мы не подписывали меморандумов, просто начали бесплатно, без госденег, делать проект для младшей школы, думая только о том, что это – инновационно и может поменять ход изменения программ, привлечь внимание общественности. Нам было все равно на деньги – мы меняем мир.

Но в какой-то момент фонд «Відродження» помог материально, и мы записали видеорекомендации для учителей на разные темы.

Например, в программу по украинской литературе для младшей школы внесли произведения современных писателей, а мы записали их видеообращение деткам. Начинают читать произведение Кати Бабкиной, например, а она появляется на экране и говорит: «Привет, дети!..», а на заднем фоне плывет кит. Представляете восторг детей от того, что писатель – живой человек, и вот сейчас они его прочтут?!

По английскому языку разработали рекомендации с подбором полезных ресурсов для учителей. Все видео для младших и средних классов есть на EdEra. Хороший опыт.

Сейчас готовим программу обучения для учителей младшей школы. И моя мечта, чтобы этот курс попал в институты повышения квалификации учителей. В нем –  современные методики преподавания, с чем у нас большие проблемы. Работаем с экспертами из Новопечерской школы, при поддержке Минобразования создаем онлайн-программу обучения – и онлайн-курс, и учебник.

Ваши курсы бесплатные, но процесс работы над ними занимает много времени, энергии, сил. Какая отдача?

Счастливые люди, которые проходят эти курсы.

Большая часть продуктов на EdEra созданы за собственные средства. Но у нас есть и В2В направление. Для компаний или организаций создаем проекты «под ключ» – от консультации  до готового продукта.

Есть на платформе продукты, для создания которых мы не привлекали абсолютно никаких средств. Например, суперсложный курс по праву делали более 1,5 лет за средства от наших В2В проектов. Для реализации некоторых продуктов находим гранты, для других – ищем партнеров и привлекаем средства от бизнеса. Есть продукты, которые сознательно делаем сами, чтобы никто не подгонял и не влиял на процесс.

Вы сотрудничаете с ОБСЕ. Тоже делаете для них онлайн-курсы?

У ОБСЕ была программа «Гарантування дотримання прав людини при здійсненні правосуддя», в рамках которой я выступал экспертом по дистанционному образованию для судей Украины. Мы разрабатывали образовательные материалы о том, как обучить судей Европейской конвенции по правам человека, создавали цикл курсов по правам человека и Евроконвенции для национальной школы судей, чтобы наши судьи узнали, как это работает. И совсем недавно адаптировали этот уникальный контент и 3 октября стартовала ветка онлайн-курсов по правам человека.

Вы – команда EdEra – постоянно ездите в командировки, общаетесь и со школьниками, и иностранцами, и бизнесменами. Как это меняет вектор вашего движения?

Хаотично (смеется). Сфера образования настолько быстро меняется, что у нас нет какого-то четкого плана движения.  Мы создаем инновации в образовании. В какой момент и в какой области мы захотим поработать – очень сложно предсказать.

Каждый наш продукт – это отдельный проект, для которого проводится исследование, разрабатывается свой подход. По разным направлениям у нас есть стратегические цели. Но бывает, что неожиданно мы познакомимся с каким-то невероятным экспертом и понимаем: «Вот этот проект надо срочно сделать».

Сейчас мы набираем обороты, отстраиваем свою методику подачи. Несмотря на то, что работаем уже 3,5 года, мы еще не изучили и десятой части необходимого, чтобы переворачивать мир в сфере образования. Поэтому мы учимся, действуем.

Бывает, меняет наш вектор спрос. Год назад не думали о проекте для учителей младшей школы. Поездили по регионам, пообщались и поняли, что можем создать такой продукт, он нужен. Вектор сместился, когда появился запрос на новую программу.

Какие положительные изменения в образовании видите за эти 3,5 года?

После прохождения наших курсов вижу их у каждого человека (смеется).

Если на уровне страны, то Закон Украины «Про освіту» дает больше прав альтернативному образованию. Я считаю очень важной в образовании возможность экспериментировать.Обновление программ дало некую демократизацию, которая позволила убрать оттуда посекундные расписания. Предлагается больше творческой свободы учителю. Повышение зарплат учителям – тоже неплохо.

Не могу сравнивать с работой экс-министров, но кажется, сейчас люди в министерстве более открыты к изменениям и действительно стараются их хоть как-то имплементировать.

Вижу, что интерес к образованию в стране набирает обороты. К примеру, три года назад конференция по образованию была никому не интересной, а сейчас тренд – создавать образовательные проекты во всех городах. Пусть качественно пока не всегда на высоте, но интерес есть.

Когда повышается спрос общества на тему образования – отрасль развивается. Локомотив запущен и традиционно мы придем к точке невозврата, когда происходят реальные изменения.

Каким видишь образование будущего?

Как процесс взаимно мотивированных сторон. Он будет гибким, неавторитарным. И создатели образовательных программ и концепций, и учащиеся максимально мотивированы. Информация, вследствие квантования, будет укладываться маленькими релевантными кусочками в головы тем, кто учится. У каждого будет индивидуальная траектория обучения. Учитель сможет не только односторонне проговаривать материал итеративно каждый год, а будет менеджерить этот процесс – обращать внимание на слабые и сильные стороны, будет направлять и помогать.

А высшее образование – возможны ли там изменения, чтобы оно стало более эффективным?

Я не эксперт в этом вопросе. Возможно, описанное мной нереализуемо у нас ввиду специфики. Тогда пускай это будет моей утопической мечтой: закрыть почти все университеты, сделать обучение платным и создать систему поддержки талантливых детей – кредитование, гранты. Почему сейчас высшее образование неэффективное и несовременное? Потому что вуз – это формальность. Окончив школу ученик осматривается, не знает, что ему делать и вдруг: «Университет!»

Какая мотивация? Все чистят зубы по утрам, потому что так надо. Вот так и к высшему образованию относятся, а это – неправильно. Студент воспринимает это как формальность, и учебное заведение начинает относиться также, выдавая формальный диплом.

Когда процесс перестанет быть «для галочки», появится ценность, за которую можно платить. Например, кредитование. Университет не боится дать кредит студенту, 

гарантируя качество его обучения, чтобы тот вернул долг. И студент понимает, что нужно выплачивать кредит, а значит – учиться. Вот она – взаимовыгодная мотивация.

Я не знаю, можно ли резко изменить систему высшего образования. Но я могу создать классный образовательный продукт для студентов – это умеем (смеется). И уже сейчас знаю, что даже наши бесплатные онлайн-курсы 80% студентов не пройдут – это не те курсы и тесты, после которых выдадут сертификат за 20 минут. А окончат лишь те, кто мотивирован учиться серьезно.

Что лично тебя мотивирует?

Да вообще все!

Помню свой шок от просмотра первого образовательного курса от MIT. Учился и непрерывно повторял «вау!». Когда знаю, что посмотрев наши курсы люди ощущают то же самое – это безумно мотивирует. Хочу, чтобы как можно больше людей в Украине увидели качественный образовательный продукт, о котором они даже не догадываются. Чтобы это изменило их жизнь и отношение к учебному процессу.

Создавая крутой обучающий продукт – меняешь вектор движения людей, помогаешь принимать решения, вовлекаешь в процесс обучения. Слишком широкая и интересная отрасль, которая подлежит исследованию. Это мой любимый предмет: изучать, как учить, как учатся и как создавать (смеется).

А еще мне всегда было сложно выбрать что-то одно и этим заниматься. Нравится физика, прошел курс программирования – и оно нравится, курс по праву – и дальше хочу изучать. Всей командой сейчас проходим курсы по филммейкингу от Вернера Херцога.

На MasterClass, кстати, выходит курс от самого Мартина Скорсезе!

Идеальное сочетание для меня – работать над новым, вникать в подробности и непрерывно учиться. Если просыпаешься и мечтаешь срочно бежать на работу, стыдно, что поздно проснулся, ощущаешь легкий трепет, пока едешь –  значит все хорошо, как бы ни было сложно.

Как школьникам, студентам и абитуриентам найти дело своей жизни?

Очень сложный вопрос. Но точно не ходить на тренинги «Как найти работу своей мечты» (смеется). Почитайте книгу Кристофера Бакли «Господь – мой брокер», после которой просто не сможете ходить на такие ивенты.

Не думайте, что сразу сможете выбрать одну отрасль на всю жизнь и в ней развиваться. Мне кажется, настоящая работа мечты зачастую приходит случайно. Никогда не знаешь, от чего тебя попрет. Даже если занимаешься чем-то долго, и вроде все устраивает, все равно пробуй что-то новое. Вдруг увлечет так, что не оторваться. Чтобы обнаружить дело всей жизни, стоит вылезать за пределы своего «пузырька».

Вдохновение нужно искать абсолютно во всем, что нравится. Нравится ездить на велосипеде – начни ездить, а вдруг работа твоей мечты – кататься на велогонках?! Или продавать велики. Надо не бояться вариативности своих хобби и увлечений, а идти туда, куда зовет сердце, пробовать и рисковать.

Именно на стыке рождаются самые потрясающие идеи, что делать со своей жизнью. Важно научиться вдохновлять себя и без допинга.

Я сейчас будто описал путь рождения предпринимателя. Но не только предприниматели счастливы, даже наоборот.

Я слышал кучу заявлений: «Мы растим страну предпринимателей/айтишников». Но никому она не нужна. А нужна страна людей, которым нравится то, чем они занимаются.

Что рекомендует Илья для развития и вдохновения:

Курсы и сервисы для школьников:

EdEra (https://www.ed-era.com/courses/) на украинском языке; Онлайн-инструменты для эффективного изучения языков, описанные в  статье на блоге EdEra; Khan Academy на украинском и английском языках; Calculus на платформе EdX на английском языке. Phet interactive simulations – симуляции и визуализации по разным предметам на английском, некоторые переведены на русский и украинский

Любимые курсы:

Лекции по основам физики от Уолтера Левина (Classical Mechanics, Electricity and Magnetism, Vibrations and Waves) на YouTube-канале For the Allure of Physics; Курс по квантовой механике Quantum Computation от Berkeley. Курс для понимания теоретической механики Dynamics от MIT, незаменим для всех инженеров. Курс по электронике Circuits and Electronics от MIT. Курс по программированию Introduction to Computer Science and Programming Using Python от MIT. Площадка для изучения программирования Code School по принципу learn by doing; Платформа с лекциями от выдающихся личностей Masterclass – курс стоит $90, но материалы потрясающие; Российская платформа об искусстве Arzamas – лучший на постсоветском пространстве источник эстетики.

Книги:

Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Книга нобелевского лауреата, отца квантовой физики, веселого человека, который попадал в невероятно странные ситуации. Для мотивации, разрушения предрассудков и достижения высот. Курт Воннегут – сатирический околосовременный американский слог со вкусом. Бен Хоровиц «Легко не будет». Книга одного из инвесторов Кремниевой долины. Помогает в момент, когда кажется, что хуже некуда. Оказывается, Бену Хоровицу было так же плохо. Том Демарк «Дедлайн». Книга об управлении проектами. Помогает оптимизировать и рационализировать ресурсы, в первую очередь – время.

Фильмы:

«Игры разума» (A Beautiful Mind, 2001) – о математике и безумстве. «Помни» (Memento. 2000) – о сумасшествии и попытках бороться с ним. «Умница» Уилл Хантинг (Good Will Hunting, 1997) – о математике и целеустремленности. «Одержимость» (Whiplash,2014) – о барабанах и настойчивости.

Мария Иващенко, “Освіта Нова”.

Поширити у соц. мережах: