Osvitanova.com.ua

Сегодня в тренде говорить о тьюторах. Но кто это – учитель нового формата, педагог или наблюдатель? Татьяна Швец, заместитель директора школы «Афины», директор программ International Academy of Tutoring, кандидат педагогических наук, автор книги про тьюторство рассказала, чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, зачем он нужен в образовательном процессе, и как обучать тьюторингу.

Тьютор – очень модное нынче слово. Кто же это такой?

Ответ достаточно простой и сформулирован, как в современных куррикулумах большинства европейских стран, так и в концепции «Новой украинской школы». Если кратко, то можно сказать, что каждый ребенок – это уникальная личность, ценность сам по себе, который имеет право на раскрытие своего потенциала и индивидуальную поддержку на этом пути. И тьютор именно тот взрослый, который помогает в этом ребенку. Тьютор не передает информацию, не пересказывает или объясняет учебный материал, а мотивирует, вдохновляет на получение знаний, опыта и развития, поощряет к достижению определенных целей, ставит вызовы.

Ответ достаточно простой и сформулирован, как в современных куррикулумах большинства европейских стран, так и в концепции «Новой украинской школы». Если кратко, то можно сказать, что каждый ребенок – это уникальная личность, ценность сам по себе, который имеет право на раскрытие своего потенциала и индивидуальную поддержку на этом пути. И тьютор именно тот взрослый, который помогает в этом ребенку. Тьютор не передает информацию, не пересказывает или объясняет учебный материал, а мотивирует, вдохновляет на получение знаний, опыта и развития, поощряет к достижению определенных целей, ставит вызовы.
Тьюторинг не является инновацией и можно шутя сказать, «старый как мир», он возник в частных университетах Англии – Оксфорде и Кембридже, когда не было разделений на факультеты и курсы. Студент, оказавшись в избыточном несистематизированном образовательном пространстве, сам принимал решение, какие дисциплины слушать и у кого. И именно тьютор помогал студентам выстраивать свою образовательную программу.
Сегодня около 80% занятий в Оксфордском и Кембриджском университетах проводятся тьюторами, работающими с одним или двумя студентами. Это обусловлено основной целью британского образования – развитие умения самостоятельно мыслить. А тьютор тот, кто помогает ученику реализовать свой потенциал, ставит перед ним вызовы, мотивирует к рефлексии над собственным развитием и поддерживает своим опытом. Этот процесс длительный и регулярный.

Потому цель тьютора – подготовить ребенка к тому,
чтобы он справился с любыми трудностями и задачами, даже когда тьютора не будет рядом.
Это умелое соединение лидерства, авторитета и поддержки самостоятельности подопечного.

Если тьюторинг имеет такие далекие истоки, почему именно сейчас это понятие стало столь популярным в системе образования?

Да, сегодня тьюторство – это тренд, и каждая уважающая себя школа, спешит объявить о внедрении тьюторского сопровождения. Почему? Потому что также модно говорить о том, что школа учит по-старому, знания «стареют» каждые 3-4 года, а детей надо готовить к будущему. Что нужно менять подходы в образовании, а значит – искать новые методики, подходы, компетенции и педагогов. 
Но надо признать, что эффективность идей и инноваций в образовании напрямую зависит от вовлеченности творческих педагогов.
Творческий потенциал в школе «Афины» всегда был в избытке. Мы стали первой в Украине школой, которая начала работать в тьюторской модели. А в 2016 году открыли International Academy of Tutoring и уже подготовили 59 сертифицированных специалистов. Наши программы базируются на традициях английских вузов Оксфорда и Кембриджа, а также польского Collegium Wratislaviense. С гордостью могу сказать, что мы «открыли» тьюторство для Украины. 

Если с Оксфордом и Кембриджем понятно, то в Польше уже внедрен тьюторский метод в школе? 

Тьюторство в Польше – это «тьюторство из первых рук». Внедрил его в систему образования Збигнев Пелчинский (Zbigniew Pełczyński), первый польский профессор Оксфорда, который работает там и сейчас и стал одним из крупнейших авторитетов в Польше. Пелчинский основал Школу для молодых общественных и политических лидеров, которая с 1994 года воспитывает лидеров на основе метода тьюторинга.
В 2010 году последователь Пелчинского, многолетний практик тьюторинга Петр Чекерда (Piotr Czekierda) вместе с единомышленниками, решил придать тьюторингу четкие рамки и стандарты и приспособить его к школьным и академическим реалиям Польши. Именно тогда появилась 64-часовая программа Школы Тьюторов, вдохновленная англосаксонским подходом.

Невзирая на начальный скептицизм образовательной среды по отношению к возможности применения индивидуального тьюторинга в польских условиях, каждый семестр Школы Тьюторов возникали в разных городах. Сегодня более 2000 человек прошли обучение и получили сертификаты тьютора.

Лучшие учебные заведения Польши, государственные и частные школы вводят у себя тьюторинг, системно пользуясь программой, отработанной Collegium Wratislaviense. И сейчас в Польше существует продуманная государственная политика, поддерживающая применение тьюторинга в школах. Ведь так поляки повышают качество общества в целом.
Внедряя методику тьюторинга в Украине, мы искали основанную на первоисточниках, но адаптированную под восточнославянский менталитет модель. И удалось это, когда усилия объединили школа «Афины», International Academy of Tutoring и Collegium Wratislaviense.
Удивительно, что в мире тьюторинг пришел сначала в высшие учебные заведения, а потом постепенно и в школы. В Украине все наоборот. Тьютринг находит свое место именно в школах, причем, только в частных или альтернативных, где есть вариативная и избыточная образовательная среда. А вот до высших учебных заведений Украины тьюторинг еще не добрался.

Что самое главное в тьюторском подходе?

Сложно сказать одним словом. Основа, конечно, принцип индивидуализации, когда ребенок становится субъектом, а не объектом обучения, самостоятельно или с помощью взрослого-тьютора делает выбор и несет за него ответственность. Нельзя не упомянуть и особый тип отношений между взрослым и ребенком, основанный на диалогичности, взаимоуважении и доверии. А также настроенность на развитие как подопечного, так и самого тьютора, ибо это - процесс двухсторонний. 
Если мы хотим формировать позитивное общество, необходимо растить личностей, способных к сознательному выбору собственного жизненного пути, ответственных за себя, своих близких, общество и государство в целом, толерантных, инициативных, с устойчивой гражданской позицией. Это возможно при применении тьюторинга. 

Можете привести конкретные примеры из практики, как именно работа с тьютором влияет на детей, или образовательного процесса в целом?

Во-первых, тьютор помогает ученику адаптироваться в школе. Первоклашкам и тем, кто переходит в новую школу, нужно помочь «войти» в новую среду. Тьютор становится человеком первого контакта, помогает решить проблемы адаптации.
Во-вторых, тьютор является источником знаний о ребенке для других учителей. Он может объяснить, как лучше работать и вести себя с ребенком, чтобы достичь лучших результатов.

Для многих детей общение с тьютором становится примером позитивной модели отношений ученик-взрослый. Ученикам непривычно, когда взрослые общаются с ними уважительно, задают важные для них вопросы, стараются узнать, что они думает по какому-то вопросу. По сути, тьютор пробуждает особенный вид доверия. 

Тьюторинг помогает наладить межличностные отношения в школе.
И наконец, тьютор – это кладезь информации для родителей.

В государственной школе есть классный руководитель. Может ли он выполнять и тьюторскую функцию?

Классные руководители не выбирают, с кем им работать, равно как и ученики «получают» классовода. Тьюторинг же основывается на том, что и тьютор, и ученик имеют возможность выбрать, с кем они будут сотрудничать.
И, конечно, тьютор работает с меньшей группой учеников. Инициаторы введения тьюторинга исходили из того, что воспитательная работа должна проводиться с группой в 10 человек, а не с 30-ю учениками.

Где грань между тем, что тьютор говорит ребенку «как жить» или направляет его?

Тьютор не говорит ученику «как жить», а становится для него поддержкой в развитии характера, жизненных установок. Ведь тьюторинг процесс интегральный, когда тьютор влияет и на разум, и на дух своего подопечного.
Тьютор должен стать для ученика значимым взрослым, действовать одновременно и словом, и своим примером.
Иногда он как лампочка, должен «посветить», чтобы ученик смог увидеть то, чего ранее не видел. Иногда должен стать «зеркалом». Благодаря правильным вопросам тьютора ученик может иначе взглянуть на ситуацию и лучше понять ее.

Фактически он направляет ребенка на самостоятельное мышление и принятие решения. И это – одна из важнейших целей тьюторинга.

Тьюторский метод применим в любой школе?

Чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо понимание роли тьютора администрацией. Необходимо оказывать содействие и помощь в создании условий для работы тьютора – выделенное время и место для тьюториалов. Только в этом случае у учеников будет возможность осуществлять пробы и делать выборы. Тогда школьник, умело направляемый тьютором, постепенно сможет выстраивать свое будущее.

 

Но и тьюторы должны обучаться этой профессии, как и любой другой?

Безусловно. Сама прошла путь от самоучки до окончания Школы Тьюторов. И пока была самоучкой, никогда не говорила, что я тьютор, хотя, по сути, интуитивно выстраивала отношения с учениками с тьюторской позиции. У меня есть определенные жизненные принципы и один из них – работа с детьми требует от взрослого высокой степени профессионализма и ответственности. В Academy of Tutoring ми говорим, что лучшим инструментом является сам тьютор, его знания, умения и, главное, сама личность. Профессиональная подготовка тьютора позволяет ему выстраивать отношения на высоком уровне диалогичности, быть организованным, терпеливым, открытым, уметь мотивировать и вдохновлять.

Где обучают этому профессионально в Украине?

Учиться нужно системно. Идеальная и максимально эффективная ситуация для становления тьютора – это получение специального образования, например, в International Academy of Tutoring (IAT), и постоянное дополнение теории практикой и супервизией. Теория дает понимание идеи и концепции тьюторства в целом, а постоянная практика – профессионализм. Я наблюдаю поразительные результаты тьюторов-выпускников IAT и искренне радуюсь им.

Какими компетенциями должен в совершенстве владеть тьютор?

Тьютор должен уметь заботится о добре ученика; готовиться к регулярным встречам и обсуждению определенных тем на них; видеть ученика как целостную личность, с учетом его характера, темперамента, уровня знаний, талантов, интересов, ценностных установок; быть великодушным и внимательным, профессионалом в своей сфере деятельности; компетентным в межличностных отношениях; верить в ученика, поддерживать его; делиться собственным опытом и знаниями; искренне интересоваться другими людьми; быть настойчивым; иметь и уметь четко высказывать собственные мысли; сосредотачиваться не на проблемах, а на их решении; знать свои компетенции и ограничения – уметь вовремя попросить помощь у других специалистов; быть человеком, которому можно доверять; не должен заниматься психотерапией; уметь вдохновлять в соответствии с определёнными целями и склонять подопечных к размышлению; уметь находить скрытый потенциал учеников; помогать и открывать смысл образования, планировать деятельность, принимать вызовы; мотивировать к достижениям; уметь задавать вопросы, внимательно слушать и давать обратную связь; уметь работать с тьюторским эссе; концентрироваться на сильных сторонах подопечного; мониторить тьюторский процесс; работать, прежде всего, на будущее подопечного, и наконец, иметь чувство юмора.

Педагог, проявляющий чуткость и внимание к ученикам, может считаться тьютором?

Чуткость и внимание – прекрасные человеческие качества, необходимые тьютору. Но этого мало. Думаю, что в предыдущем ответе, я объяснила, какими компетенциями должен обладать тьютор.

Идеально, чтобы тьюторами становились те, у кого был собственный успешный опыт в общении с кем-то, кто был значимым и позитивно повлиял на образовательный и жизненный путь.

Были ли в Вашей жизни тьюторы и как они повлияли на Вашу жизнь?

Да. Оглядываясь назад, я могу сказать, что в моей жизни были люди, которые вдохновили меня на что-то большее, чем я сама себе представляла. Это – мой отец, всегда очень требовательный, разными способами показывающий мне, что я могу достичь большего, при этом всегда верящий в меня. Меня восхищают его порядочность, щедрость и искренность, а его железная воля пример того, что можно достичь многого, если научишься прилагать усилия, проявишь твердость характера, будешь настойчива в достижении своих целей.
Из школы я с теплотой вспоминаю свою учительницу истории, которая всегда говорила, что у меня есть потенциал. Именно она заметила мои организаторские способности и направила мои усилия в нужном направлении.
Нет сомнения, что эти два человека сыграли важную роль при выборе мною ВУЗа и профессии.
Еще одним моим мастером-наставником стала Алла Александровна, научный руководитель кандидатской диссертации. Ее пример ученого и удивительной женщины вдохновляли меня. Она показала мне мои сильные стороны и научила справляться со слабыми.
Все эти люди стали для меня примером высокой степени требовательности и одновременно деликатности во взаимоотношениях.

Может ли тьюторинг стать «лекарстовом» для системы образования в Украине? Ведь нам нужны изменения, причем быстрые...

Тьюторинг не решает все проблемы украинского образования, но вполне может стать инструментом для раскрытия талантов и лидерских качеств у подрастающего поколения, а также способствовать созданию новой украинской элиты.

Тьюторинг не может и не должен быть методом для всех, однако он должен быть доступен каждому, кто видит в этом необходимость!

Давайте придумаем две метафоры про тьюторинг: «Тьюторинг это…» и «Тьюторинг не …».

Тьюторинг как лифт – никогда не знаешь, как высоко сможешь подняться. Можешь даже выше, чем ожидал.
Тьюторинг не может быть директивой, которая изменит образование.

 

Елена Куликова,специально для «Освіта Нова»

Поширити у соц. мережах: