Osvitanova.com.ua

Фото David Davies / PA Images / TASS

Российские руководители бизнеса рассказали, чем они руководствуются, выбирая школы, садики и вузы для своих детей, и какие суммы вкладывают в их успешное будущее.

По инициативе Forbes Woman хедхантинговая компания «Контакт» (InterSearch Russia) в июле 2017 года провела опрос топ-менеджеров, имеющих детей, о том, сколько они тратят на их образование и как выбирают учебные заведения. В опросе приняли участие 358 топ-менеджеров компаний, ведущих бизнес на территории России. Пятая часть работает в особо крупных компаниях с численностью персонала более 1000 человек, около 75% — в средних и малых компаниях (600 и менее сотрудников).

Большинство руководителей, заполнивших июльский опросник «Контакта» и Forbes Woman, имеют одного или двух детей: таких 35% и 34% соответственно. Почти у четверти опрошенных — трое детей, у остальных — больше. Дети в основном школьного возраста или старше, но есть и дошкольники — у трети опрошенных.

Две трети топ-менеджеров со взрослыми детьми помогали им выбрать университет. Более 90% отметили, что выбран был государственный вуз. Двумя самыми популярными факторами при выборе университета стали профиль вуза и его место в рейтингах (престижность): о них упомянули 75% и 65% опрошенных соответственно. Респонденты также пользовались отзывами на профильных сайтах или ориентировались на показатели стартовой заработной платы выпускников, прислушивались к отзывам знакомых. (В этом вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа.)

В половине случаев дети сами выбирали специальность. При этом топ-менеджеры чаще всего советовали своим детям поступать на факультеты, связанные с экономикой и управлением, инженерными науками и IT. Любопытно, что в международном исследовании HSBC родители чаще всего называли медицину, а уже за ней шли бизнес и финансы и инженерные специальности.

Как и в случае с вузами, топ-менеджеры из опроса отдают предпочтение государственным детским садам и школам: таких родителей 70% и 78% соответственно. При выборе дошкольных учебных заведений большинство смотрит на близость к дому (59%), отзывы знакомых о самом садике и воспитателях (53%) и собственные впечатления от дней открытых дверей (39%). Для средних школ тройка самых популярных ответов такая: отзывы знакомых (60%), близость к дому (54%) и показатели поступления в вуз после этой школы (36%).

Почти все топ-менеджеры ответили, что их дети посещают дополнительные занятия. Как правило, они связаны с иностранными языками и спортом: в обоих случаях о таких занятиях сообщили почти 70% опрошенных. Также популярны услуги репетиторов для подготовки в экзаменам, таким как ГИА, ЕГЭ или вступительные испытания в вузах и художественных и музыкальных школах.

На вопрос о том, отправляют или планируют отправить детей учиться за рубеж, 64% топ-менеджеров ответили утвердительно. Чаще всего в качестве форматов обучения за рубежом упоминаются детские и языковые лагеря: о них говорят более половины опрошенных руководителей. Популярностью у половины респондентов пользуются летние школы. Пятая часть топ-менеджеров отправляет детей за рубеж для получения степени бакалавра или магистра. 14% руководителей считают нужным сделать это на более раннем этапе обучения — ради школьного образования. Несколько человек рассказали, что их дети получают за рубежом MBA.

Менее трети опрошенных полагают, что учеба за границей не нужна и хорошее образование можно получить и в России. Две трети говорят, что это полезный международный опыт. Пятая часть утверждает, что зарубежное образование выше ценится на рынке труда или характеризуется более высоким качеством (можно было выбрать несколько ответов).

Затраты на образование детей очень сильно варьируются. Например, один из опрошенных топ-менеджеров объяснил, что школы и детские сады бюджетные, поэтому расходов на дошкольников и школьников вообще не возникает, а за высшее образование платить он не готов: «Либо человек способен учиться и выдерживать конкурс за бюджетные места, либо ему не нужно высшее образование». Еще один руководитель расходы на младшего школьника оценил в 13 500 рублей, а на старшего школьника — в 75 000 рублей в год.

Для детей школьного возраста озвучивались оценки в 300 000, 400 000 и 500 000 рублей в год. Один из респондентов отметил, что дошкольник ему обходится в 520 000 рублей, а на школьника уходит уже 720 000 рублей в год. Другой оценил свои расходы на дошкольника в 120 000 рублей, а на школьника — на 200 000 руб. Похожие суммы для младших детей назвал третий топ-менеджер, а вот за обучение старшего ребенка в зарубежном вузе он ежегодно отдает 4,5 млн рублей. Еще один участник опроса указал суммы в иностранной валюте: $20 000–25 000 на школьника и $40 000–45 000 на студента.

Владимир П.*, топ-менеджер российского подразделения одного из брендов масс-маркета и отец четверых детей, рассказывает, что его старшая дочь уже получает высшее образование, средние дети учатся в школе и детском саду (им 10 лет и 4,5 года соответственно), младшему — год. Старший ребенок учится в вузе на коммерческой основе. «При определенном уровне достатка это самый простой вариант», — объясняет собеседник FW.

Основным фактором при выборе школы для средней дочери Владимира П. стала транспортная доступность: «Мы живем за городом, и на другой конец Москвы никто ездить бы не стал». Также были важны отзывы о школе и то, насколько там комфортно ребенку. Выбор пал на частную школу, где совмещают российские общеобразовательные стандарты с европейскими методами обучения. Позже в подготовительный садик этого же учебного заведения отдали и четырехлетнего сына. Стоимость обучения на каждого ребенка Владимир П. оценивает в 50 000–70 000 рублей в месяц. Дети ходят на дополнительные спортивные и другие развивающие занятия, изучают с репетиторами иностранный язык. Репетитор обходится в 12 000 рублей в месяц, плюс стоимость услуг водителя.

Собеседник FW сейчас рассматривает летние языковые лагеря за границей. В такой лагерь он планирует на следующий год отправить среднюю дочь. «Хочется дать детям более живой и легкий способ выучить язык, чем был в свое время у нас», — рассуждает он.

* Имя изменено

Поширити у соц. мережах: